Когда тяжело на душе, человека отправляют к психологу, а вот посыл к психиатру часто воспринимается как оскорбление. Среди них затесался психотерапевт, который воспринимают как что-то между этими специальностями. Разбираемся, кто есть кто.
Психолог
Это специалист, решающий проблемы отношений человека с собой, другими и окружающим миром. В России образование психолога не регламентируют — так называют себя и люди с высшим образованием, и те, кто окончил трехмесячные курсы после бакалавриата по туризму. Вариант два: консультант и медицинский психолог.
«Есть психологи-консультанты со степенью бакалавра и клинические психологи — специалисты. Обе специальностям доступны в «обычных» вузах. В медицинских ВУЗах тоже бывают такие программы, но это не делает выпускников врачами, — рассказывает психолог Mental Health Center Лиза Удилова. — Психологи-консультанты работают с условной нормой, когда у человека появляются вопросы и трудности, а специалист помогает их преодолеть. Он помогает ответить на вопросы вроде “что выбрать”, “чем заниматься”, “как научиться просить и отказывать”, “как общаться с ребенком или родителями”, “как справиться с прокрастинацией”. Клинические психологи могут работать с людьми с психическим расстройством — например, с депрессией».
Выбрать своего психолога иногда тяжело. Помогут рекомендации друзей, «карточка» специалиста в интернете и отзывы. Не стыдно попросить специалиста показать диплом и спросить, как он работает и какие результаты были у клиентов с той же проблемой. Стоит спросить, проходит ли он личную терапию и как часто бывает у супервизора — более опытного психолога, который разбирает с ним сложные проблемы клиентов.
Выбирать психолога по возрасту, опыту, полу и даже внешности — норма, ведь человеку предстоит открывать ему те грани себя, о которых никогда не рассказал бы самым близким. Например, клиентка считает даму-психолога с яркой помадой и укладкой глупой, некомпетентной и поверхностной, но все равно к ней идет, «ведь советовали». Из-за предубеждений контакт не наладится, проблема не решится, а деньги и время человек потратит зря.
«Обычно человек не знает об опыте своего психолога и боится спросить. Это происходит потому что, у нас не принято и даже невежливо интересоваться у психолога его образование и опытом. Я обычно задаю вопрос клиенту, в каком подходе они с психологом работали, и почти всегда он не знает ответа на мой вопрос, потому что они с психологом это не обсуждали. Есть разные данные о ключевых механизмах изменений, и большой вклад вносит «личность» терапевта, а еще возможность выговориться и быть услышанным, поэтому даже недостаточно обученный специалист может помочь человеку, — объясняет Лиза Удилова. — Но без фундаментальных знаний и опыта ему будет трудно повторять свой успех из раза в раз, то есть, действовать системно. Также очень часто клиенту может стать легче на время, но при этом изменений в жизни не произойдет, и он быстро вернется к исходному состоянию».
Иногда психологи делают хуже — дают советы, открыто осуждают клиента, навязывают свое мнение и даже настаивает на встречах вне сеансов. Все это — некомпетентность и нарушение этики. От такого психолога надо бежать.
«Негативных последствий несколько. Это упущенные время и деньги: клиент их тратит, думает, что ему помогают, а ему становится все хуже. При этом психолог не отслеживает результат и не предлагает завершить неэффективную терапию, — рассказывает Лиза Удилова. — Часто происходит инвалидация, когда психолог неосторожно вменяет клиенту вину за его проблемы, ухудшая его состояние. Все остальные проблемы непрофессионализма будут приводить к этим трем последствиям: к потере времени, средств и ухудшению состояния».
Психиатр
Это врач. Он учится шесть лет на лечебном или педиатрическом факультете, а затем продолжает курс психиатрии в ординатуре — в западных странах ее называют резидентурой. Врачи, закончившие вуз раньше 2017 года, могли выбирать между интернатурой, которая длится год или двухгодичной ординатурой. В 2016 году российские медвузы выпустили последнее поколение интернов.
«Психиатр — человек с медицинским образованием, который специализируется в заболеваниях психики, — комментирует психиатр Mental Health Center Карине Еганян. — Врач диагностирует — разбирает, что происходит, предлагает виды лечения, если человек в нем нуждается, и рассказывает о различных его вариантах.При необходимости назначает медикаменты».
Психиатры работают в больницах, диспансерах, наблюдают за пациентами в интернатах, консультируют в частных клиниках. Они выслушивают клиента, следят за его поведением, могут задавать странные вопросы на мышление и интеллект. Если надо, психиатр выписывает рецептурные лекарства и рекомендует пойти на психотерапию. Когда от болезни не помогают никакие лекарства, психиатр может назначить электросудорожную терапию.
Многие боятся, что за обращение к психиатру в государственный диспансер могут забрать в психиатрическую больницу. Это неправда: психиатр работает по Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В больницу отправляют недобровольно в трех случаях, когда человек:
- опасен для себя и окружающих
- беспомощен
- может серьезно пострадать из-за ухудшения психического состояния, если его не начнут лечить.
Судьбу человека решает суд, и если он сочтет лечение ненужным, пациента отпустят. Так что просто «упечь» в больницу психиатр не может. Зато он умеет лечить депрессию, биполярное аффективное расстройство, шизофрению и тревожность. Это такой же врач, как и другие, но лечит он душу, а психиатр-нарколог — зависимость.
Психотерапевт
Это специалист, который лечит словом. Беседуя с пациентом, он выявляет проблему и направляет человека к правильному решению. В большинстве европейских стран психотерапевт — врач, но в России им может стать психолог или любой человек, прошедший курсы. Но в уважаемых клиниках психотерапевтами нанимают только людей с высшим медицинским образованием и специализацией по психотерапии — это ординатура или дополнительная переподготовка. Часто психиатры с базовым дипломом ведут психотерапевтические сеансы, и клиентов это устраивает.
«Психотерапией в нашей стране занимаются те врачи и психологи, которые получили дополнительное образование по психотерапии. Например, когнитивно-поведенческая и гештальт-психотерапия. Но психолога, занимающегося психотерапией, называть психотерапевтом не принято, — говорит Лиза Удилова. — Чаще можно услышать, что психотерапевтом называют консультирующего врача-психиатра — того, кто может и рецепт выписать, и психотерапию провести».
Есть несколько видов психотерапии: когнитивно-поведенческая, телесно-ориентированная, экзистенциально-гуманистическая, трансперсональная, психоанализ. Только первая признана доказательной медициной — ее эффективность подтвердил мета-анализ. Однако измерить эффективность психотерапии может только сам человек, а не исследования. Важно, чтобы со временем его жизнь становилась лучше или хотя бы более переносимой.
«В клинические рекомендации по лечению многих видов расстройств входит комбинация медикаментозной терапии и психотерапии, — говорит Карине Еганян. — Специалисты, взаимодействуя друг с другом, обсуждают общее видение ситуации человека и вырабатывают общий план лечения».
Важно запомнить
- В России регламентируется только образование психиатра, а психологом и психотерапевтом может быть кто угодно
- Спрашивать у психолога или психотерапевта его образование — норма. И если он негативно реагирует, стоит поискать другого
- Выбирать психолога даже по цвету волос — норма. Человеку придется с ним устанавливать контакт и работать
- Критерий пользы от работы психиатра и психотерапевта — повышение качества жизни.
Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов