Правила наследования
Важно понимать: наследуется не само расстройство, а предрасположенность к его развитию. Болезнь может «спать», так и не дождавшись удобного момента для манифеста. Гены кодируют не признаки болезни, а белки ответственные за множество признаков.
Даже если в роду были случаи расстройств, не факт, что они перейдут детям и внукам заболевшего человека. Зато бесконечная тревога может отравить жизнь, превратив ее в существование. Рассмотрим конкретные болезни с наследственной предрасположенностью.
Депрессия
Депрессивные расстройства — это состояния, при которых у человека снижается настроение, двигательная и мыслительная активность. Порой все это дополняет тоска, а иногда недуг надевает маску и выражает себя болью. Ученые выяснили: депрессия передается по наследству. Это подозревали и раньше при выяснении семейной истории болезни: часто у человека обнаруживались депрессивные родственники.
Конкретные «гены депрессии» пока не выявили, но ясно одно — их много. Причем включатся они или нет — решает среда, в которую попал человек с таким набором. На него влияют социальные факторы — семья и окружение, а еще личностные особенности, которые у каждого свои.
В конце 20 столетия ученые изучили семейные истории депрессии и выяснили, что женщины чаще наследовали эту проблему. Даже предположили, что при равной степени генетического риска у женщины шансы заболеть больше. А еще выдвинули гипотезу, что депрессия передается не от матери к дочери, а от бабушки к внучке, причем у младшего поколения до развития депрессивной симптоматики часто наблюдается тревога.
В роду Черчиллей пятеро из семи последних герцогов Мальборо страдали «тяжелой меланхолией». Знаменитого 284 премьера Великобритании времен Второй мировой войны всю жизнь преследовала депрессия. По его словам,в молодости у него был двух-трехлетний период депрессии с мыслями о самоубийстве
Авторы научных трудов предупреждают: часто за генетическую предрасположенность принимают общие неблагоприятные факторы, действующие на несколько поколений семьи или паттерн воспитания. Например, семья из поколение в поколение живет за полярным кругом и занимается изнуряющим физическим трудом — не факт, что в сниженном настроении виноваты гены. Бывает, что дед передает внуку не депрессию, а неспособность осознавать и выражать свои чувства, трудоголизм и склонность решать проблемы алкоголем.
Алкоголизм
Эту тягу давно перестали считать вредной привычкой. Наркологи рассматривают его как болезнь со множеством факторов и наследственной предрасположенностью. До 70% страдающих алкоголизмом имеют близких родственников с той же проблемой, а у детей алкоголиков в четыре раза больше шансов пристраститься к спиртному.
Конкретный ген алкоголизма не ясен. Но ученые его ищут и предлагают другие методы диагностики наследственной предрасположенности. Например, оценивают пальцевые узоры у близких родственников и выявили зависимость рисунка от возраста дебюта болезни и ее характера.
Привычку выпивать регулирует обмен веществ. Этанол не новое вещество для организма человека: он регулирует энергообмен и регулирует процессы синтеза. Отработанный спирт расщепляется ферментами: сначала алкогольдегидрогеназой до ацетальдегида, а потом ацетальдегиддегидрогеназой до уксусной кислоты. Некоторые люди наследуют ген, из-за которого ломается вторая цепочка реакций. С каждым приемом алкоголя в теле накапливается токсичный ацетальдегид: человека тошнит и рвет, а кожа становится красной. Мало кому хочется повторять неудачный опыт, и алкоголь принимается все реже.
Гены — один из факторов. Порой сын или дочь наследует не какой-то дефектный белок, а вредный способ избавления от стресса. Многие дети алкоголиков растут в среде, где выпивать каждый день — норма. Даже если в школе говорят по-другому, ребенок со временем «скатывается» в привычный для его семьи метод решения проблем.
Шизофрения
Расстройства шизофренического спектра — шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройства, первичные острые психозы и бредовые расстройства. О разнице первых трех мы уже рассказывали.
У биологически предрасположенных людей риск заболеть шизофренией в 10 раз выше — так говорит 25-летнее исследование. Генов, ответственных за шизофрению, несколько сотен, причем у здоровых людей они тоже есть. Но у большинства их слишком мало, чтобы развился психоз, а 0,7% не повезло — они заболевают шизофренией от малейшей провокации факторами внешней среды. Чем больше генетическая нагрузка, тем тяжелее болезнь. У некоторых она замирает на стадии шизотипического расстройства, когда степень нарушений не достигает шизофрении.