Почти каждый второй страдающий депрессией человек жалуется на боль. Врач отправляет его к разным специалистам, а они не находят причину. Это замкнутый круг и не ясно, что первично: депрессия или боль. Разбираемся, что делать.
Как это работает
Боль — спутник депрессии у 65% людей. Одни жалуются на дискомфорт в мышцах, суставах, спине и голове. Люди бегут на МРТ, ходят по неврологам, делают чудодейственные капельницы по осени и весне — все без толку. Других мучает постоянная боль в кишечнике, тошнота и рвота. Они делают гастроскопию, а максимум, что находят — поверхностный гастрит. На колоноскопии все тоже чисто — или хотя бы не так катастрофично, как кажется при очередном болевом признаке. Человек застревает на узком специалисте. Делает исследования, пробует новые таблетки, идет к профессорам — хотя должен пойти к психиатру.
Даже врачи часто ищут депрессию не там. Они ставят фильтр на симптомы, о которых знают все — грусть, заторможенность, безысходность во взгляде и суждениях. А у депрессии много масок, одна из них — болевая. Проблемы с серотонином и норадреналином часто выливаются не в печаль, а в боль в разных зонах, подчиненных нервам. Такая симптоматика депрессии в два раза снижает работоспособность человека. Он меньше проводит времени с близкими, не занимается хобби — перестает развивать свою жизнь. А еще он перестает искать медицинскую помощь или даже отказывается от нее, если ему предложить.
Обнаружить депрессию с соматическими симптомами часто трудно, ведь человек не жалуется на плохое настроение и снижение активности. Единственное, что их волнует — боль. Многим исложно выразить эмоции. Они сфокусированы на внешних задачах и событиях, а не на собственных переживаниях. В психологии и медицине такое состояние называют алекситимией. Не понимая своих чувств, люди годами посещают врачей общей практики или неврологов и часто отказываются от предложения посетить психиатра или психотерапевта, — объясняет психолог, руководитель рабочей группы по психосоматике Mental Health Center Анастасия Юдаева. — В практике неврологов часто встречаются пациенты, которые жалуются на выраженную боль в шейном или поясничном отделе позвоночника, хотя исследования не находят физических причин. Начальная стадия протрузий межпозвонковых дисков есть у большинства взрослых людей, но далеко не у всех при одинаковой степени их выраженности есть выраженный болевой синдром.
Врачи разграничивают депрессию с болью и соматоформное расстройство. Они похожи, но критерии разные. При депрессии телесные симптомы превалируют, но еще должны быть основные признаки — снижение настроения, потеря удовольствия от обычно приятных дел и повышенная утомляемость. Если этого нет, а исследования не подтвердили физическую причину боли, диагноз — соматоформное расстройство.
Иногда, человек жалуется на боль, а критериев депрессии мы не находим. Его качество жизни снижено, а уровень тревоги и страданий высок из-за боли. Он чувствует безнадежность и не понимает, как с этим жить. В таких случаях обычно речь идет о соматоформном расстройстве, — говорит психиатр Mental Health Center Карине Еганян. — Это состояние, когда есть один или несколько телесных симптомов, которые долго беспокоят и вызывают значительную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию, что приводит к выраженному дистрессу и дисфункции и снижает качество жизни.
Как хроническая боль влияет на психику
Во многих культурах боль принято терпеть или даже превозмогать. Люди считают ее чем-то вроде прилипшей к ботинку жвачки — мешает, но не убивает, так что можно и потерпеть. А порой с причиной боли даже не разбираются: живут с ней или утоляют препаратами. Болит голова — пьют таблетку, а когда одна не помогают — берут две или три.
Если человек принимает слишком много обезболивающих, у него может возникнуть абузусная головная боль, которая беспокоит 15 и больше дней в месяц, — предупреждает невролог детской клиники «Фэнтези» Варвара Халецкая, — считается, что легче ее предупредить чем лечить.
Тяжелее жить, когда боль сильная или даже невыносимая — послеоперационная или при онкологии. Часто единственное, что ее снимает — наркотические препараты. Человек боится, что укол перестанет действовать, а мучение вернется. Такая реакция усиливает боль или даже провоцирует ее новый приступ.
Со временем вся жизнь человека подчиняется боли. Он не едет в путешествие — вдруг приступ, боится планировать свое время или пытается заранее все предусмотреть, чтобы подготовиться к боли в любом месте. Она чревата побочными эффектами: например, при тазовой боли порой нарушается мочеиспускание.
Люди с хронической мигренью в два раза чаще страдают тревожными расстройствами и депрессией — как и большинство тех, кто вынужден каждый день превозмогать дискомфорт. Боль и депрессия связаны нейромедиаторно — за них отвечают те же механизмы. Чем сильнее боль, тем дольше и тяжелее депрессия.
Человек с хронической болью оказывается в ситуации, когда центральная ось его жизни — симптомы. Их степень выраженности буквально контролирует активность. Когда симптомы ослабевают или ненадолго исчезают, человек старается жить привычной жизнью, но когда они вновь проявляются или усиливаются – сокращает контакты, снижает или прекращает физическую активность. В «светлые» промежутки он старается успеть решить много бытовых задач, встретиться с важными для него людьми, возобновить тренировки. Это приводит к переутомлению, формированию негативных убеждений о себе, ухудшению самочувствия и настроения и резкому снижению активности на долгое время, — рассказывает Анастасия Юдаева. — Человек фокусируется на боли и погружается в негативное самоощущение себя, как тяжелобольного, и живет от приступа до приступа, переставая замечать то, что происходит вокруг. Фокус его внимания сосредоточен на теме физического состояния и на убеждениях о том, что сначала нужно избавиться от боли и только после этого возвращаться к нормальной жизни. Это убеждение является серьезным барьером на пути стабилизации состояния человека. Отсутствие физической активности и социальная изоляция поддерживают хроническую боль и депрессию.
Боль делает людей глупее — это показало исследование. Людям с хроническим болевым синдромом дали решать задачи и выяснили, что они хуже справляются с тестами, где важны концентрация внимания и скорость реакции. Чем интенсивнее и дольше мучает дискомфорт — тем меньше баллов зарабатывал человек. Объяснения этому пока нет, но предполагается, что при постоянной мучительной меньше образуется клеток в головном мозге и связей между нейронами.
Пациентам с головной болью напряжения и синдромом раздраженного кишечника сделали МРТ и увидели, что у них снизилась плотность серого вещества в головном мозге. Особенно страдает префронтальная кора — «центр принятия решений» и таламус, передающий информацию в центры памяти и управления эмоциями. При хронической боли в спине и комплексном регионарном болевом синдроме обнаружено билатеральное уменьшение объема гиппокампа — центра перевода кратковременной памяти в долговременную.
Многие ученые говорят, что боль «убивает» мозг — они рассматривают ее как хроническое нейродегенеративное заболевание. Предполагается, что стрессовые дозы глутамата и глюкокортикоидов меняют ДНК генов, ответственных за нейропластичность — способность мозга адекватно реагировать на изменения во внешней среды и быстро «наращивать» утраченные связи.
Где искать причину
Хроническая боль — это симптом. Он указывает на поломку в организме, поэтому сначала важно исключить физическую причину. Терапевт — первый, к кому важно обратиться. Он назначит базовые анализы и уже с ними направит к нужному узкому специалисту. А уже этот доктор обследует по своей части — и если ничего не выявит, порекомендует обратиться к психиатру.
Иногда можно пойти к специалисту, минуя терапевта. Например, при тазовой боли стоит начать с гинеколога или уролога — он осмотрит и выдаст заключение. Важно не попасть в замкнутый круг бесконечных обследований — редких анализов крови и КТ всего тела. Обращение к психиатру не подтверждает факт болезни, а исключает проблемы, лежащие в поле работы этого доктора. Может, он ничего не найдет — так бывает.
Мало заболеваний, которые можно полностью излечить. Нередко возможности доктора ограничиваются симптоматическим лечением. Для лечения разных видов хронической боли есть отработанные протоколы, —говорит Варвара Халецкая.
Что с этим делать
Депрессию лечат антидепрессантами — мы уже рассказывали, как их выбирает доктор. Если препарат не подойдет, важно не стесняться и рассказать врачу о побочных эффектах — подберет новый. Самолечение в лучшем случае бесполезно, а в худшем ведет к трагедии.
Если удается выявить критерии депрессивного расстройства, то тогда выставляется диагноз депрессивного эпизода с соматическими симптомами. Комбинация психотерапии и фармакотерапии обычно дает значительное облегчение или полную редукцию симптомов, — замечает Карине Еганян. — При соматоформном расстройстве наиболее эффективен является мультидисциплинарный подход — лечение не только медикаментами, но и психотерапией с физической реабилитацией.
При хронической боли работают с ее причиной. Например, при тазовой боли делают блокаду — уколом анестетика выключают нерв, ответственный за пораженную зону. Эффекта хватает на дни и даже недели. Когда блокада противопоказана или не помогает, могут предложить нейромодуляцию: это воздействие тока на пораженный нерв электродом.
Важно, чтобы человека с хронической болью наблюдала команда — профильный врач, невролог и психотерапевт. Вместе они выбирают комфортную тактику улучшения качества жизни — настолько, чтобы оно хотя бы приблизилось к нормальному. Профильный врач работает с причиной боли, невролог назначает обезболивающее средство, а психотерапевт учит жить с болью и не бояться новых приступов.
В психотерапии мы обучаем пациента практике осознанности. Человек постепенно учится переносить фокус внимания с болевых ощущений и катастрофических мыслей об очередном приступе боли и переживаний о будущем или прошлом на настоящий момент, — рассказывает Анастасия Юдаева, — Пациент возобновляет действия в значимых для него сферах жизни, где много важных для него событий и возможностей.
Важно запомнить
- Часто причина боли не поломка в теле, а депрессия или соматоформное расстройство
- Боль и депрессия идут рядом. Порой не узнать, что возникло раньше
- Депрессия не всегда проявляется грустью: часто люди не замечают ее, и симптомы «уходят» в тело
- Боль делает людей глупее и мешает жить даже мыслями о новом приступе
- Боль — повод обратиться к профильному врачу, но если он ничего не находит, не стоит обижаться на рекомендацию сходить к психиатру
- Проблему боли решают несколько врачей, и лечения мало. Надо позаботиться о своей психике, которая тоже страдает — и это провоцирует вторичную депрессию.
Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов