В ЕАПТЕКУ

Как жить с заиканием

25.02
2830
Журнал Реальная история Как жить с заиканием

Ирине 34 года, она врач и заикается с детства. Теперь Ирина рассказывает, как заикание мешало ей учиться и общаться и как она справлялась с этими сложностями.

Заикание — это нарушение речи, при котором человек затрудняется произносить слова, слоги или звуки. Речь может прерываться или, наоборот, растягиваться, отдельные части слов повторяться по много раз. Человек с заиканием знает, что он хочет сказать, но у него плохо получается это сделать. В мире живет больше 70 миллионов человек с такой особенностью речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 6 лет, у мальчиков случается в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

«Сложнее всего принять, что я такая»

Заикание было проблемой моего детства, но мне повезло и с возрастом дефект остался незначительный. Со слов моей мамы, это началось у меня лет с трех, может, немного позже. Я лежала в больнице с аллергией, мне делали укол и напугали. Был такой стрессовый фактор, который, возможно, запустил этот процесс. Мама делала всё, что могла: поддерживала, в детсадовском возрасте водила меня к логопеду. После этого у меня уже не было никаких врачей и занятий. 

В школьном возрасте заикание было наиболее выраженным. Я волновалась, когда понимала, что меня на уроке спросят. Меня как снежный ком начинала захватывать тревога, которая мешала говорить. Были сложности на английском языке. Были постоянные мысли о том, как оценят одноклассники, будут ли смеяться. Тем не менее, я окончила школу с серебряной медалью. Не была лидером, но по умственным способностям не отставала от одноклассников. Подруги у меня всегда были, с мальчиками — сложнее. Но вообще были хорошие отношения в классе, и не помню, чтобы кто-то надо мной смеялся, все относились с пониманием. 

Потом в институте заикание тоже было, особенно когда приходилось заниматься с незнакомой группой. Приходилось перебарывать свой страх и отвечать на занятиях. Сложнее всего было принять, что я такая. Сложно было успокаиваться перед тем, как нужно что-то говорить, выступать, чтобы речь была гладкая, ровная, без запинок.

«Моя речь зависит от эмоций»

А сейчас заикание сохраняется в минимальных проявлениях. Остаются трудности, когда сильно волнуешься, сложно произносить некоторые звуки, например звук «‎к». Получается, то, как я могу говорить, зависит от моего эмоционального состояния, от того, насколько комфортный разговор предстоит, насколько свободно или несвободно себя ощущаю.

Со временем у меня просто произошло улучшение, а что к нему привело, мне сложно сказать. Я даже не помню момент, когда перестала обращать на это внимание, на то, что у меня был дефект речи.

Примечание редакции: заикание считается нормальным временным этапом в развитии речи и примерно у 75% детей проходит само. Дети просто вырастают из него.

«Не нужно обращать внимание на окружающих»

Как-то после уроков я гуляла с дочерью рядом со своей школой и встретила учительницу русского языка. Она очень удивилась, когда услышала мою речь, потому что помнила, как сложно мне давались стихи. Наверное, думала, что заикание будет со мной всю жизнь. 

Тем, кто столкнулся с заиканием, могу посоветовать не обращать внимание на то, что говорят окружающие, не бояться, обращаться к специалистам. Я как врач понимаю, что специальные упражнения могут помочь улучшить речь. Любить себя, без этого никуда. Если это касается детей, то их не нужно упрекать за то, что они такие, а нужно любить и поддерживать. И детям, конечно, нужно помогать преодолевать трудности с речью, чтобы у них потом не было психологических проблем и чтобы они чувствовали себя полноценными личностями.

Если заикание у ребенка длится меньше шести месяцев, то обращение к специалистам не требуется — это считается нормальным периодом в развитии речи. Но если заикание сохраняется больше полугода, может потребоваться лечение. Прежде всего следует обратиться к педиатру, а он уже даст направление к логопеду, неврологу или психотерапевту. Взрослым может тоже потребоваться консультация этих врачей. И взрослым, и детям помогают справиться с заиканием логопедические упражнения и когнитивно-поведенческая терапия.

Поделиться статьей: