к покупкам

Как помочь ребенку заговорить?

31.03
991
Журнал Дети Как помочь ребенку заговорить?

Взрослые редко задумываются о том, как говорят и как сложно этому научиться. Но для детей — это серьезная задача и не всем удается сразу освоить речь. Рассказываем, как помочь ребенку научиться разговаривать и почему уколы не помогают.

Как появляется речь

Это — не врожденная функция. Поэтому если ребенка с рождения не окружают звуки и слова, то он не научится разговаривать. Первым критическим периодом считается возраст от рождения до полутора лет. В этот период формируются связи между нейронами и созревают зоны речи в коре головного мозга. В итоге малыш сначала начинает понимать отдельные слова, интонации, а затем начинает говорить сам.  

Освоение речи — сложный процесс. Для этого нужно не только созревание речевых центров, но и артикуляционного аппарата: языка, мышц и нервов лица. Поэтому у каждого ребенка речь развивается по своему сценарию, который зависит не только от врожденных особенностей, но и от окружающей среды. Она определяет язык, на котором ребенок будет говорить и даже может повлиять на интеллектуальное развитие малыша.  

«С младенцем достаточно просто разговаривать, чтобы он видел мимику взрослого, — говорит детский невролог клиники „Семейная“ Константин Полухин — и вызывать ответную реакцию малыша. Тишина вместо регулярного общения или постоянный шум мешают нормальному развитию. Также важна тактильная стимуляция, малыша нужно носить на руках, поглаживать и делать массаж ладоней».

Включение детских песен или аудиосказок не помогает ребенку развиваться. Он начинает понимать речь при живом общении, когда родители отчетливо называют свои действия или предметы. Так формируются первые связи между предметами и их обозначениями.

«Мультфильмы, гаджеты, постоянный фон телевизора или радио могут вызвать задержку речевого развития, — объясняет Константин Полухин, — такой поток звуков воспринимается как шум, который мешает ребенку слышать самого себя и взрослых».

Поэтому стоит выключать телевизор или гаджеты после просмотра мультфильма фоновый шум мешает малышу понимать речь окружающих. Мы уже рассказывали как гаджеты влияют на детей. 

Как проявляется речь

Развитие речи зависит не только от окружающей среды, но и от созревания речевого центра головного мозга. Поэтому темпы развития у детей отличаются. Но есть определенные «вехи», по которым можно ориентироваться. К ним относятся:

  • Крики — первые звуки малыша. Ребенок кричит разнообразно, к двум–трем месяцам появляются интонационные особенности, крик радости отличается от недовольного хныканья. 
  • Гуление появляется с двух до пяти месяцев вместе с комплексом оживления, когда ребенок эмоционально реагирует на появление значимого взрослого, начинает двигать руками, ногами и произносить звуки «гу, бу, зы» и другие. Звуки, которые произносит малыш, зависят от национальности и родительских разговоров. 
  • Лепет появляется около пяти–десяти месяцев, когда созревают определенные области мозга. Выглядит как проговаривание отдельных слогов: «ба», «ма», «да .
  • Модулированный лепет появляется в 8–9 месяцев и напоминает простые слова, хотя вначале это только удвоение слогов: «мама», «баба», «дада».

Эти фазы относятся к доречевому этапу. Дальше ребенок учится говорить. Примерно в год появляются первые слова, а к двум годам дети обычно произносят около 50 слов. Появляются простые предложения, которые расширяются до 4–5 слов к трем годам. В норме близкие люди понимают три четверти сказанного.

В четыре года ребенок может узнавать и называть почти все обычные предметы и изображения. Кроме этого он использует местоимения, правильно склоняет большинство знакомых слов. В этом возрасте  речь малыша понимают даже посторонние. 

Как помогать

С рождения с младенцем нужно постоянно общаться. Описывать ему свои действия, называть предметы — включить «режим радио», то есть рассказывать обо всем, что происходит вокруг: «это погремушка, сейчас положу ее Ксюше в ручку». Петь песни и колыбельные, разговаривать плавно и четко. Не стоит постоянно фоном включать телевизор, радио или музыку — это только путает малыша и замедляет развитие речи.

С трех месяцев можно добавлять игры. Спрашивать кто это в зеркале, показывая на ребенка и называя имя. Играть в пальчиковые игры и делать массаж ладоней и пальцев. 

С шести месяцев показывать жест «пока-пока , читать ребенку простые истории и показывать картинки. Уже можно запоминать части тела. Важно реагировать на лепет  и показывать мимикой, как произносить определенные звуки. 

С девяти месяцев дети уже многое понимают, даже если не могут сказать. Чтобы упростить ребенку задачу, лучше говорить о себе и малыше в третьем лице: «Ваня сейчас ест кашу, а потом пойдет гулять», «мама одевается». Местоимения пока будут путать малыша. Полезно вместе с ребенком делать гимнастику для лица, строить рожицы, высовывать язык, надувать щеки, чтобы малыш повторял за взрослыми. 

С года до двух происходит скачок в развитии речи. Чтобы помочь ребенку, его нужно вовлекать в диалог, терпеливо дожидаться, если хочет что-то сказать. Продолжать читать простые книги, а на картинках уже не просто называть предметы, но рассказывать простые истории о персонажах. Нужно побуждать к речи, задавая открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да  или «нет».

«Некоторые речевые нарушения ассоциированы с недостаточностью мелкой моторики, — объясняет невролог детской клиники „Фэнтези“ Варвара Халецкая, — это подтверждено в ряде исследований».

Поэтому в возрасте от года, если родителей беспокоит развитие речи, то кроме обращения к врачу, можно попробовать дополнительные занятия, в том числе на развитие мелкой моторики: игры с пластилином, Play-Doh и /span> кинетическим песком. 

Например, в книге «Помогите малышу заговорить», много упражнений, стихов и заданий, которые могут помочь ребенку освоить речь. Кроме этого есть серии обучающих пособий: «Школа семи гномов» или «Кумон», которые в игровой форме обучают ребенка и развивают мелкую моторику. Но главное в развитии речи — общение с близкими взрослыми.

«Если у ребенка первично нет нарушений в центрах, отвечающих за развитие речевой функции, — говорит Варвара Халецкая, — то живое общение с родными, совместные с родителями игры способствуют развитию речи. Но если внутренняя программа речевого развития дала сбой, то в таких случаях нужна помощь коррекционного педагога или логопеда».

Когда обращаться к врачу

Задержку речевого развития определяют с двух лет, но есть и более ранние признаки, о которых нужно сообщать врачу.

«С двух месяцев можно заметить недостаточное гуление и отсутствие эмоционального ответа, — говорит Константин Полухин, — с шести месяцев нет лепета и желания что-то комментировать на „своём“ языке».

Стоит насторожиться, если:

  • В первые месяцы ребенок не кричит, или крик монотонный, постоянно на одной ноте.
  • В три месяца нет гуления и улыбки в ответ на эмоции родителей.
  • В шесть месяцев малыш не смеется и не обращает внимания на речь окружающих.
  • В девять месяцев нет реакции на свое имя, лепет однообразный без интонаций.
  • В год нет жестов, ребенок не показывает пальцем или не машет рукой «пока-пока .
  • В полтора года ребенок объясняется только жестами, не используя звуки, нет увеличения словарного запаса.
  • В два года нет полноценных слов, ребенок не выполняет просьбы, или сам не говорит, а только повторяет слова за взрослыми.

Как лечить задержку развития речи

Речь — это одно из самых сложных умений, которые осваивает ребенок, поэтому к задержке развития может привести множество причин: недостаток общения, нарушение слуха, аутизм и другие психические заболевания.

Кроме этого, на развитие речи влияет артикуляционный аппарат. Короткая уздечка, врожденные патологии, снижение тонуса лицевых мышц, длительное использование пустышки и другие проблемы этой области могут замедлить темпы появления речи.

«Основной метод лечения речевых нарушений — коррекционная педагогика, объясняет Варвара Халецкая, — при изолированных речевых нарушениях цель обращения к врачу: исключить заболевания, при которых проблема с речевой функцией вторичная. Затем может потребоваться целевая лекарственная или немедикаментозная терапия для устранения причины. Также врач определяет реабилитационный маршрут для пациента».

После устранения причины задержки речи в лечении применяют общий и логопедический массаж, упражнения на развитие мелкой моторики и крупной мускулатуры. Но в первую очередь важны совместные разговоры, чтение и игры с малышом. 

У ноотропов низкий уровень доказательности, поэтому их не рекомендуется использовать, мы уже рассказывали, почему. Особенно в форме уколов — это только приносит ребенку дополнительные страдания. Если врач назначил ноотропы в инъекциях, стоит обратиться к другому специалисту за вторым мнением.

«В международных протоколах, — говорит Варвара Халецкая, — нет препаратов для лечения задержки речи. Конечно, врачам очень хочется иметь „доказанные“ лекарства для эффективной помощи таким пациентам. Но пока такое универсальное средство не найдено».

Важно запомнить

  • Для речевого развития важно общаться с ребенком с рождения
  • Сначала у ребенка появляется лепет и гуление, затем слоги и первые слова
  • Постоянно включенный телевизор, радио или другой фоновый шум могут повлиять на развитие речи
  • При подозрении на задержку в первую очередь нужно проверить слух
  • Инъекции ноотропов не используются в лечении задержки развития из за низкой доказательной базы.  
Поделиться статьей: