Чем опасны
Здоровому чаду со множеством не виртуальных увлечений гаджеты не причинят вреда, если использовать их ограниченно.
Дети все больше времени проводят с электронными устройствами. Учеба, игры и общение перетекли из реальной жизни в цифровую. Рассказываем, чем вредны и полезны гаджеты и какими временными ограничениями обезопасить ребенка.
Здоровому чаду со множеством не виртуальных увлечений гаджеты не причинят вреда, если использовать их ограниченно.
«Рациональное использование гаджетов ребенком не принесет ущерба здоровью, — говорит педиатр клиники GMS Мария Фадеева. — Основной проблемой использования “голубых экранов” является сокращение времени ребенка для активных игр и прогулок, которые уменьшают риск развития близорукости, особенно в светлое время суток. Кроме того, если ребенок много времени проводит у экрана, то чаще всего он неправильно сидит. Так злоупотребление гаджетами ведёт к снижению двигательной активности, косвенно влияет на здоровье глаз и сопровождается развитием зависимости от электронных устройств. А для детей раннего возраста может быть причиной замедления темпов развития».
Ребенок младше двух лет знакомится с миром не только глазами, но и с помощью рук и даже рта. Чтобы понимать размеры, формы и другие особенности окружающих предметов, малышу нужно их потрогать и попробовать на вкус. Поэтому игры в планшете не могут заменить игру с посудой или кубиками.
«Ни одно самое дорогое и красочное приложение не заменит ребенку раннего возраста обычные игрушки, — говорит Мария Фадеева. — Как только ребенок может держать предмет в ладони, ему важнее перекладывать его из руки в руку, кидать, стучать им о другие предметы, брать в рот, а самое главное, общаться с родными. Есть данные о том, что даже фоновое использование телевизора негативно влияет на развитие речи у младенца».
Поэтому маленькому ребенку до двух лет рано знакомиться с планшетом или компьютером. Пагубное влияние на развитие зафиксировано вплоть до трехлетнего возраста:
«Согласно данным исследования, проведенного на 2441 ребенке, — предостерегает невролог клиники “Фэнтези” Елена Мичурина, — дети в 2 и 2,5 года, которые проводят много времени с гаджетами, показывают более низкие результаты тестов на развитие в 2,5 и 4 года. Возможно это связано с тем, что ребенок лишается общения с матерью и семьей, а также уменьшается его время для активных игр, прогулок и качественного сна».
Дети старшего возраста могут понемногу знакомиться с электронными технологиями, но есть одна опасность. Когда ребенок постоянно получает удовольствие только одним путем — через планшет или компьютер, детский мозг легко закрепляет связку планшет → удовольствие и так может развиться зависимость. К тому же у детей до 18 лет не развита сила воли. Поэтому им так сложно оторваться от планшета, даже если есть важные занятия и несделанные уроки.
Также гаджеты влияют на развитие фантазии ребенка. В планшете есть готовые образы и последовательность действий, там не надо придумывать истории для ролевых игр, такому ребенку становится скучно в реальном мире с обычными игрушками.
Чрезмерное использование гаджетов, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, может увеличить риск психологических проблем у ребенка: депрессии, тревожности, снижения концентрации и внимательности.
С 4–5 лет гаджеты могут быть источником информации. Любое устройство — это инструмент и только родители выбирают, как именно он подействует на ребенка.
«Пользу от использования гаджетов можно извлечь, — объясняет Елена Мичурина, — только если показываемый контент используется для помощи ребенку, а не заменяет развивающие занятия с родителями или воспитателем, педагогом раннего возраста. А еще лучше если то, что вы показываете было одобрено и подобрано индивидуально для малыша педагогом раннего возраста или другим специалистом по развитию, и сопровождается комментариями взрослого при просмотре».
Детям постарше важно быть частью общества, поэтому смартфон или планшет — это один из способов адаптации среди сверстников, возможность быть как все. Но в любом случае, когда у ребенка появляется свое устройство с выходом в интернет, необходимо рассказывать ему про информационную безопасность. Так же, как перед первой самостоятельно прогулкой, родители объясняют как переходить дорогу и не разговаривать с чужими.
Ограничения по времени нужны любому ребенку, редкие дети могут самостоятельно отложить планшет и сесть за уроки.
«Американская академия педиатрии рекомендует следующие ограничения по использованию гаджетов детьми, — объясняет Мария Фадеева:
— до 18 месяцев избегать использования гаджетов ребенком, кроме общения по видеосвязи с родственниками
— до 2 лет — не более 30 минут в день и использовать только проверенные программы, убедившись, что ребенок понимает смысл происходящего на экране
— до 5 лет — не более часа в день
— старше 6 лет — индивидуально, но при условии, что использование гаджета не уменьшает время общения ребенка со сверстниками, прогулок на свежем воздухе, учебы, не влияет на своевременный прием пищи и продолжительность сна.
В любом возрасте отказаться от гаджетов за час до сна. Согласно проведенным исследованиям, дети, использующие телефоны перед сном, позже ложатся спать, чаще сталкиваются с нарушениями сна и снижением концентрации внимания».
По словам Марии Фадеевой, каждые 20 минут нужно делать перерыв. Во время перерыва ребенок должен отвлечься, чтобы посмотреть на предметы на расстоянии 6-7 метров, а также встать и сделать разминку.
Кроме того, желательно отказаться от просмотра мультфильмов во время еды. Во время приема пищи ребенку 1-3-х лет необходимо сосредоточиться на содержимом его тарелки для формирования здорового пищевого интереса. Более старшие дети во время просмотра могут больше есть и заработать проблемы с лишним весом.
В любом возрасте стоит отменить просмотр мультфильмов или уменьшить время на компьютер, если ребенок становится капризным, у него ухудшается сон или он перестает играть в обычные игры и все время требует гаджет, без которого не знает чем заняться.
В первую очередь, дети ориентируются на родителей, поэтому если взрослые сами постоянно с телефоном в руке, то и ребенок считает это нормальным. В этом случае разговоры и ограничения могут не помочь. Если ребенок дошкольного возраста, то нужно четко проговаривать условия: после еды, только один мультфильм или один уровень в игре.
С более старшими детьми можно попробовать выделять общее время на планшет в неделю. Если ребенок провел все воскресенье у компьютера и истратил выделенное время за один день, значит на неделе использовать гаджеты можно только для учебы. Так постепенно подросток учится контролировать время самостоятельно и развивает силу воли. Хорошо, если у ребенка есть другие занятия: кружки, спорт, прогулки с друзьями, настольные игры по вечерам с родителями. Все, что позволяет заметить, как много интересного в реальном мире.
Есть программы для контроля времени, проведенного у компьютера, но дети быстро учатся их обходить. Поэтому родителям лучше самим следить за состоянием ребенка.
Наши эксперты солидарны во мнении, что гаджеты не должны быть устройством, благодаря которому о ребенке можно забыть на некоторое время.