ВРТ используются уже более 40 лет. Подробнее про историю ЭКО можно послушать в подкасте «Почему мы еще живы». Это эффективный метод лечения бесплодия, но не панацея: после 40 лет забеременеть сложнее и возрастает риск невынашивания беременности.
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) помогают парам, которые столкнулись с репродуктивными трудностями, зачать ребенка. Но также могут помочь женщинам отсрочить беременность до “лучших времен”. Рассказываем, что нужно знать про отложенное материнство, и как сделать это правильно.
ВРТ используются уже более 40 лет. Подробнее про историю ЭКО можно послушать в подкасте «Почему мы еще живы». Это эффективный метод лечения бесплодия, но не панацея: после 40 лет забеременеть сложнее и возрастает риск невынашивания беременности.
Такие обидные прозвища как “пожилая” и “старая первородящая” уже в прошлом, — рассказывает к.м.н. репродуктолог, акушер-гинеколог, врач УЗИ GMS Clinic Мария Клименко. — В настоящее время возрастные границы несколько сдвинулись, но все же женщина, рожающая первенца после 30-35 лет, считается возрастной первородящей. Эта группа пациенток так называется акушерами-гинекологами не потому что медики — эйджисты, а для выделения группы риска по развитию акушерских и перинатальных, то есть связанных с ребенком, осложнений. Если женщина решает отсрочить материнство, то чем больше эта отсрочка, тем сильнее она рискует не реализовать эту функцию вовсе.
Медицина шагнула далеко вперед, но биология человека не изменилась. Овариальный, или фолликулярный, резерв, то есть запас яйцеклеток женщины, формируется еще внутриутробно, когда она сама была плодом в животе своей матери. С возрастом резерв истощается, ухудшается качество яйцеклеток, появляются гинекологические и другие заболевания — все это влияет на фертильность женщины, то есть способность зачать, выносить и родить ребенка.
Важно помнить, что яйцеклетки закладываются с рождения и их запас ограничен, — комментирует акушер-гинеколог клиники Фомина Анастасия Дегтева. — Они переживают все вредные факторы, которым подвергается женщина, поэтому по статистике первый пик снижения овариального резерва (запаса яйцеклеток) происходит примерно в 27 лет, следующий пик в 35. Конечно, это средние значение. У каждой женщины яйцеклетки расходуются индивидуально. Примерно с 35 лет снижается и качество яйцеклеток. Остановить или замедлить процесс потери качества и количества яйцеклеток невозможно. Кроме того, снижение качества яйцеклетки приводит к большему риску неразвивающейся беременности, выкидышам из-за хромосомных аномалий у эмбриона.
Нет одного объективного анализа, который бы помог репродуктологу оценить овариальный резерв, поэтому доктора прибегают к нескольким исследованиям.
Для оценки овариального резерва самыми точными методами являются:
Уровень фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и эстрадиола на 2-5 день менструального цикла также применяют для оценки овариального резерва, но данные показатели менее точные, чем АМГ и УЗИ.
Прекрасно, если женщина адепт здорового образа жизни, но возраст делает своё чёрное дело и неумолимо снижает овариальный резерв и качество яйцеклеток. Поэтому, если женщина четко понимает, что не собирается рожать до 35 лет, я бы настоятельно рекомендовала ей заморозить яйцеклетки на будущее, пока их еще достаточно и можно ограничиться одним циклом стимуляции, — дополняет Мария Клименко.
Оптимальный возрастной промежуток для забора яйцеклеток — 25-30 лет. После 35 лет уже включается негативное влияние возраста. Качество яйцеклеток врачи не могут определить никакими анализами, поэтому ориентируются на возраст женщины. Программа отложенного материнства позволяет снизить риск того, что при планировании беременности в более позднем возрасте нельзя будет получить эмбрион из собственной яйцеклетки.
Программа отложенного материнства – это заморозка (криоконсервация, витрификация) яйцеклеток или эмбрионов и их хранение до тех пор, пока женщина не захочет стать матерью.
Хранить замороженные яйцеклетки/эмбрионы можно столько, сколько требуется. В клинике Фомина были ситуации, когда женщина замораживала и яйцеклетки, и несколько эмбрионов. Что замораживать — яйцеклетки или эмбрионы — решается индивидуально на приеме у репродуктолога и зависит от исходного овариального резерва, наличия партнера у женщины и ее желания, — комментирует Анастасия Дегтева.
Существует юридический нюанс, который нужно иметь ввиду: яйцеклетки считаются собственностью женщины, а эмбрионы — собственностью пары.
После консультации репродуктолога начинается сбор необходимых анализов. Как только анализы будут сданы и оценены, а обследования пройдены, можно начинать стимуляцию овуляции препаратами гонадотропинов (ежедневные инъекции в течение 8-10 дней). Дозы препаратов подбираются индивидуально, — рассказывает Мария Клименко. — Стимуляцию традиционно начинают со 2-3го дня месячных, но можно ее начинать и в середине цикла, и во вторую фазу. Самый часто используемый протокол — с антагонистами гонадотропин-рилизинг гормона (с Цетротидом или Оргалутраном). Данная группа препаратов быстро блокирует выброс лютеинизирующего гормона и не дает овуляции случится преждевременно, до пункции яичников.
Пункция проводится под кратковременным внутривенным наркозом: пациентка без сознания, но дышит самостоятельно. После пункции пациентка быстро приходит в сознание, но в течение 1,5-2 часов находится в дневном стационаре под наблюдением. В большинстве случаев через 2-2,5 часа после процедуры врачи отпускают женщин домой. К этому времени, как правило, уже известно, какое количество зрелых яйцеклеток удалось заморозить в результате процедуры.
В мире нет четких клинических рекомендаций, в каком возрасте необходимо заморозить яйцеклетки, если женщина не планирует беременность в ближайшее время. Когда точно стоит посетить репродуктолога и задуматься о криоконсервации ооцитов:
Есть мнение, что чем раньше выполнена криоконсервация, тем лучшего качества яйцеклетки мы получаем. Однако возвращаемость за яйцеклетками и эмбрионами выше у пациенток, которые заморозили ооциты после 28 лет, — делится опытом Анастасия Дегтева. — Перед программой женщину обследуют, далее проводится контролируемая стимуляция овуляции и производится забор яйцеклеток с помощью пункции. Далее яйцеклетки замораживаются и хранятся в специальных ”соломинках”.
В России эти программы доступны только на коммерческой основе. По статистике доля женщин, которым ооциты в дальнейшем пригодятся, составляет не более 10%, именно поэтому данная программа не обеспечивается государством: средства будут израсходованы, но далеко не факт, что в результате этого появятся на свет новые граждане.
У меня были пациентки, сохранявшие таким образом свои яйцеклетки, но пока что за ними никто не возвращался. Чаще всего на приём с целью отложить материнство приходят женщины старше 35 лет, в возрастном промежутке от 35 до 40, бывает и старше, поэтому одной программой стимуляции мы редко обходимся. Также не обойдемся мы одной стимуляцией у молодых женщин с низким овариальным резервом. В среднем, для рождения одного ребенка у пациенток молодого возраста (до 35) нужно около 8-10 яйцеклеток, женщинам в возрастной группе 35-40 лет для этой же цели понадобится примерно 15-20 ооцитов, а старше 40 — более 20-30, — говорит Мария Клименко.