В ЕАПТЕКУ

Когда вести ребенка к психологу, чтобы не пришлось к психиатру?

12.04
15210
Автор: Динара Сыраздинова, психиатр
Журнал Дети Когда вести ребенка к психологу, чтобы не пришлось к психиатру?

Дети порой ведут себя странно. Например, кричат несколько часов подряд или проявляют агрессию к домашним животным. Обычно родители не ведут их психологам, считая, что ребенок это «перерастет», а потом жалеют. Рассказываем о признаках, требующих внимания психолога, а иногда— психиатра.

Агрессия 

Ребенок дошкольного возраста только учится проявлять свои чувства. От него не ждут сдержанности, присущей взрослому. Дети учатся здоровой агрессии во время игры в «догонялки» и в отстаивании своих прав на игрушку, когда на нее претендует сосед по песочнице. Ребенок должен уметь защищать свои границы — для этого ему дана умеренная агрессия. 

У детей быстро меняется эмоциональный фон. Мирно играющая с куклой девочка может разозлиться на слишком резкую просьбу мамы убрать с пола конструктор. Одно мгновение — и кукла летит в сторону дивана. Это вариант нормы. Достаточно спросить у девочки, что она чувствует и почему она так поступила. Так родитель дает понять, что все эмоции ребенка для него важны и нужны — он не собирается ругать чадо за отрицательные чувства.

Насторожиться стоит, если агрессия чрезмерная. Есть разница: девочка не просто кидает куклу, а со злостью отрывает у нее конечности и бросает в маму, стоящую в дверном проходе. Сюда же — патологическая жестокость к животным и другим детям, особенно к тем, кто слабее. Если такое происходит не впервые, это повод обратиться к детскому психологу. Тем более, когда агрессия ребенка направлена к самому себе— бьет себя по голове руками или предметами, кусает руки, рвет волосы. 

Аномальная агрессия — один из симптомов психопатии. Именно такой диагноз поставили 13-летнему американцу, который умышленно нанес своей младшей сестре 17 ножевых ударов. Позже его мать вспомнила, что у мальчика были внезапные вспышки агрессии по отношению к близким. Люди с такой патологией личности не способны к эмпатии, действуют хладнокровно и расчетливо. Они могут быть опасны и нуждаются в психиатрической помощи.

Агрессия часто отражает нездоровые отношения в семье: ребенок делегирует полученные от родителей негативные эмоции питомцу или игрушкам, чтобы избавиться от неприятных душевных ощущений. Он может изображать поведение взрослых, играя в них, как в спектакле. Родители не всегда рефлексируют патологическую обстановку в семье, поэтому лучше записаться к специалисту, если они слышат знакомые фразы от ребенка.

Стереотипное поведение

Дети познают мир в игре. Грудной младенец активно тянет ручки к пластиковым фигуркам животных над кроваткой, двенадцатимесячному ребенку интересны простейшие головоломки, а трехлетка активно изучает мир, строя башни из кубиков и расставляя в ряд мягкие игрушки. 

Игра бывает функциональной и нефункциональной. Например, мальчику подарили большую красную машинку. Он разглядывает ее, катает по полу, открывает дверцы, сажает в салон плюшевого зайца и солдатика — это функциональная игра. Если ребенок не интересуется прямым назначением игрушки, а переворачивает ее и бесконечно крутит ее колеса или бесцельно открывает и закрывает дверцы — игра нефункциональная. Когда такое повторяется постоянно, действия ребенка можно назвать стереотипными.

«Есть такой симптом — нарушение игровой деятельности, — рассказывает психолог детской клиники «Фэнтези» Юлия Себелева, — Это отсутствие сюжетно-ролевой игры и стереотипные действия с предметами неигрового значения, приобретающие навязчивый характер».

Стереотипные действия проявляются не только в игре. Ребенок может повторять одни и те же звуки, долго махать руками или крутиться вокруг себя. Попытки закончить бесполезное действие вызывают крик и плач. Такое поведение встречается у детей с расстройствами аутистического спектра, исключить которое может только врач-психиатр. Но начать лучше с психолога.  

Отставание в развитии

Ребенок должен развиваться гармонично и по возрасту. У педиатров есть примерный график нормального развития детей. К двум-трем месяцам здоровый ребенок держит головку, в 6 месяцев совершает целенаправленные движения, а к 7 месяцам уже переворачивается со спины на живот. 

Врачи оценивают психическое развитие ребенка. Один из важных навыков у детей грудного возраста — «комплекс оживления». Это реакция младенца на взрослого и примитивная попытка с ним пообщаться — как умеет. Ребенок улыбается, агукает, следит за взрослым, поворачивает голову, вскидывает ручки и перебирает ножками.

«Отсутствие «комплекса оживления» — настораживающий симптом, — предупреждает Юлия Себелева, — Это ситуация, когда ребенок не улыбается при виде реакции и негативно реагирует на телесный контакт с мамой».

До года дети гулят, а после года активно общаются с окружающим миром с помощью лепета, указания на предметы, обмена игрушками, выражения эмоций. Со второго года жизни они разговаривают — сначала на «детском языке», а потом — на родном, двигаясь от слогов и слов до полноценных коротких предложений.

«Если ребенок дошкольного возраста отстает в развитии моторных навыков, не разговаривает или имеет скудный словарный запас — это повод обратиться к психиатру, — говорит психиатр детской клиники «Фэнтези» Марина Гармаш, — Так же стоит поступить, если у ребенка нет реакции на имя и обращенную речь».

Замкнутость и нелюдимость

Дети любопытны. Они познают мир через его вкус, цвет, текстуру и звуки. С трех лет начинается время бесконечных «почему?», от которых маме и папе никуда не деться. Иногда любознательность доводит до неприятностей: от испачканных в грязи сапог до ушибов и переломов, тратящих нервы родителей. Ребенок стремится к общению со сверстниками в детском саду и во дворе. Он учится жизни в коллективе и продуктивной совместной деятельности.

Есть исключения: спокойные дети, занятые собой и не стремящиеся к общению с другими. Они рисуют, смотрят телевизор или читают книги. Стоит беспокоиться, если ребенку безразличен любой контакт со сверстниками: он не стремится заводить друзей, постоянно один и непродуктивно проводит время. Погруженность в собственные переживания, нелюдимость и нежелание социализироваться иногда указывают на расстройство шизофренического спектра.

«Такие дети удобны для близких, — поясняет Юлия Себелева, — Они тихие, погружены в себя и не проявляют исследовательской активности. Родители списывают это на особенности характера, не замечая, что у ребенка могут быть нарушены механизмы социализации. Еще один опасный симптом — это периоды «отключения» и застывания. Кажется, будто ребенок задумался и ушел в себя».

Когда волноваться не стоит

Есть случаи, когда переживания родителей напрасны. Например, если ребенок завел воображаемого друга, играет с ним, представляет близким и просит накрыть ему на стол, когда семья завтракает. Ругаться и отрицать его существование не стоит — так можно потерять доверительные отношения и эмоциональную близость с чадом.

«Воображаемый друг — это неопасное явление, — говорит Юлия Себелева, — Пугаться его не стоит, это нормальный возрастной этап для дошкольника, связанный с несколькими факторами: развитие символической игры, тренировка коммуникации, ощущение одиночества и желания поделиться переживаниями».

Дети 5-8 лет могут активно интересоваться темой смерти. Многие из них уже пережили утрату близкого родственника или питомца, поэтому хотят знать, где находятся  «небо» и «радуга», откуда на них смотрит любимый пес. Такие вопросы пугают родителей и заставляют их обращаться к психологу, хотя это не всегда оправдано. Интерес к смерти — норма для ребенка: он познает жизнь, а смерть — это ее противоположность, которая всегда где-то рядом.

«Нужно смотреть на общую картину поведения и развития ребенка, — говорит Марина Гармаш, — Большинство тревожных симптомов неспецифичны, и по одному из них поставить диагноз нельзя».

Важно запомнить

  • Чрезмерная агрессия — возможный симптом психопатии или нездоровой обстановки в семье
  • Дети должны шуметь, играть и бегать — так они познают мир. Если ребенок всегда тихий и безынициативный, то он может быть гением или страдать от психического заболевания. А может — и то и другое 
  • Если ребенок не разговаривает в два года, ждать нечего — надо вести его к врачу 
  • Агрессия, стереотипные движения, отсутствие зрительного контакта с мамой, отставание в развитии и замкнутость — повод срочно обратиться к психологу. 
Поделиться статьей: