Когда ребенок растет, хочется помочь его развитию даже во время игры. На помощь приходит реклама развивающих игрушек и занятий, без которых ребенок якобы не вырастет умным и творческим. Рассказываем, как развивается ребенок на самом деле, какие игрушки нужны обязательно, а какие — напрасная трата денег и детского времени.
Зачем они нужны
Игра — это основа развития ребенка до семи лет. Так он познает мир и осознает взаимосвязи между своими действиями и результатами. Игрушки помогают детям проходить этапы развития по порядку, поэтому важно для каждого возраста подбирать разные.
«Детская игрушка — это особое средство познания мира для ребенка, — говорит детский психолог клиники „Фэнтези“, кандидат психологических наук Юлия Себелева, — с ее помощью он развивает восприятие, моторику, внимание, память, мышление, воображение, общение. Специально подобранные игрушки позволяют развиваться, обучаться, получать удовольствие и даже проживать собственные страхи и тревоги».
Что важно в игрушках:
Количество. Игрушек должно быть не слишком много, четыре–пять в постоянном доступе достаточно для полноценной игры. Можно разложить их по коробкам и выдавать по одной, периодически меняя. Когда игрушек мало, ребенок дольше играет с каждой и придумывает новые роли для привычных предметов. Большое количество развлекательных стимулов одновременно рассеивает внимание, снижает концентрацию и не дает проявить и развивать фантазию.
Качество. Игрушки должны быть из прочных материалов, не крошиться и не ломаться. Важно, чтобы с них не слезала краска и не отваливались мелкие детали.
Цвета. Детям помладше нужны яркие привлекательные игрушки, которые можно рассматривать и изучать. Детская в пастельных тонах может радовать родителей, но при этом не развивает цветовосприятие ребенка. Также удобно показывать на игрушках разные цвета, чтобы не учить их специально по карточкам или пособиям.
«Важно, чтобы игрушки были яркие и привлекательные, — говорит детский психолог GMS Clinic Инна Пасечник, — чем больше стимулов, тем интереснее и полезнее. Игрушки из ярких материалов и цветов можно использовать в дальнейшем для обучения цветам, показывать красный бочок у кубика или зеленый. На деревянной ложке цвета не назовешь»
К каким игрушкам нужно относиться осторожнее:
Электронные игрушки можно покупать ребенку, но в минимальном количестве. Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
«Детские компьютеры — это простая модель поведения „стимул-реакция“, — объясняет Инна Пасечник, — мозг привыкает к тому, что можно очень просто получить результат. Немного таких игрушек — это интересно, ребенок начинает понимать смысл между нажатием и эффектом. Появляются причинно-следственные связи».
По словам Инны Пасечник, если на протяжении всего детства давать аналоги компьютеров, то мозг приучается к тому, что можно получить удовольствие от простого действия. И если таких игрушек много, то мозг привыкает искать простой источник удовольствия. Это прямой путь к зависимостям. Поэтому важно, чтобы кнопочных игрушек было немного.
Развивающие игрушки. Основная задача рекламы детских игрушек — убедить родителей, что ребенок не получит достаточного количества стимулов без их продукции. Хотя на самом деле многие игрушки подобного типа только мешают развитию. Они созданы для игры по определенной схеме, а это мешает развивать фантазию.
«Я против игрушек, в которых заложен четкий и узкий функционал, — говорит Инна Пасечник, — например, трансформеры или большие наборы LEGO, которые детям ужасно нравятся, но быстро наскучивают. Хорош тот конструктор, с которым можно играть не только по инструкции. Чем меньше функционала заложено в игрушку, тем лучше. Например, в детстве мы строили домики из подушек и пледов, сейчас эти домики продаются. Намного полезнее показать, что можно из подручных материалов построить такой домик, какой хочется».
Если ребенок собирает по инструкции, это развивает у него произвольность и способность выполнять что-то так, как написано взрослыми. Но для развития творчества важно применять одну и ту же игрушку разными способами. Так ребенок учится фантазировать. Готовые предметы, которые можно взять и тут же использовать тормозят развитие мышления.
«Ребенку надо показывать, — предлагает Инна Пасечник, — что не обязательно следовать инструкции, вот это можно сделать по-другому. Тогда это будет способствовать его развитию».
Дети до года
Дети первого года жизни только осознают себя и окружающий мир.
«До года нужны игрушки, в которых много разных свойств в одной, — говорит Инна Пасечник, — она яркая, умеет греметь, у нее могут быть разные детали на ощупь: мягкие, гладкие — такое разнообразие сенсорных стимулов».
Если есть возможность, после трех–четырех месяцев ребенка лучше переселить на пол — это будет способствовать его развитию лучше всего.
«Это дает возможность много оглядываться, много передвигаться, — объясняет Инна Пасечник, — развивается двигательная сфера, ребенок начинает больше ползать, взаимодействовать со средой. Так мы создаем полное сенсорное взаимодействие с миром. Ребенок старается передвигаться, видит множество разных предметов и взаимодействует с ними. Это дает возможность развиваться мозгу так, как он был задуман, с большим количеством сенсорных стимулов».
Подходящие игрушки: погремушки, бизиборд, кубики, пирамидка, сортеры, небьющиеся зеркала, развивающий коврик, мобиль или дуга на кроватку. Когда ребенок научится стоять, ему нужны игрушки-каталки.
Но самая подходящая игрушка для ребенка такого возраста — это взрослый. Именно родители развивают ребенка, когда общаются с ним.
«От 0 до года основное развитие ребенка строится на взаимодействии с родителем, — говорит Инна Пасечник, — важно все сопровождать речью. Нужно строить простые предложения, повторять одни и те же слова — это важно для развития психики».
Поэтому не стоит в таком возрасте покупать интерактивные игрушки, в расчете на то, что они покроют все потребности в развитии.
Также могут помешать развитию сложные и тяжелые игрушки. Важно, чтобы ребенку было удобно пользоваться ими.
«Есть дети с маленькими ручками и им бессмысленно покупать огромную погремушку, — рассказывает Инна Пасечник, — ведь ей не получится воспользоваться. Это может затормозить развитие Ребенок хочет, но не может поднять эту игрушку, в результате мотивация падает».
Кроме этого игрушки должны находиться в свободном доступе ребенка.
«Для этого можно взрослому сесть на пол и посмотреть вокруг себя, — рассказывает Юлия Себелева, — на этом уровне видит мир ребенок, который уже умеет сидеть и ползать. Важно развесить и расставить игрушки так, чтобы ребенок мог до них добраться».
От года до трех
Основная задача этого возраста — деятельность с предметами. Особенный интерес возникает к занятиям взрослых, так дети разбираются в окружающем мире. Поэтому они изучают содержимое ящиков, включают стиральную машину и устраивают хаос любыми доступными способами.
«В этот период дети любят играть с природными материалами или предметами быта, — рассказывает Юлия Себелева, — например, плошки и кастрюли, крупы, ткани, орехи, шуршащие пакетики. Не стоит забывать и о обучающих игрушках: пирамидках, кубиках, матрешках, совочках, ведерках, мячиках. Особую важность приобретают творческие игрушки: колокольчики, погремушки, свистульки, барабан».
Часто родители, когда видят интерес ребенка к кухонной утвари, покупают ему игрушечную кухню или стиральную машину, чтобы он не трогал «взрослые» вещи. Но эксперты считают, что это только ограничит детские возможности.
«Заменять суррогатами реальность не полезно, — предупреждает Инна Пасечник, — если купить ребенку детскую кухню, она не заменит его интерес к реальным предметам. Можно сразу заранее смириться с тем, что ребенок все равно все вытряхнет из шкафа. Лучше оставить в доступе несколько ящиков или шкафов с безопасными предметами и убрать подальше опасные или дорогие вещи».
Музыкальные игрушки важны для развития ребенка, но лучше покупать не кнопочные, которые играют мелодии при нажатии, а похожие на настоящие музыкальные инструменты: гитары, барабаны, дудки.
«Детям интересно функциональное применение предмета, — рассказывает Инна Пасечник, — поэтому чтобы родители не купили, малыши все равно будут интересоваться реальными вещами. Это важно для их познавательного развития».
Подходящие игрушки: куклы, мягкие игрушки, набор для чаепития, кукольная коляска, пазлы, конструкторы. Большие машины на веревочке, сортеры, пазлы из четырех частей.
От трех до семи
В этом возрасте важна сюжетно-ролевая игра, поэтому дети с удовольствием играют в больницу, школу или дочки-матери, а также проигрывают сюжеты из любимых мультфильмов. Так они учатся выстраивать социальное взаимодействие.
Если понаблюдать за такими играми, то можно увидеть, что беспокоит ребенка. Например, игра в детский сад поможет понять как воспитательница общается с детьми в группе.
«В этот момент очень важна кукла, предметы быта, транспорт, одежда, фигурки людей и животных, — говорит Юлия Себелева, — в игре с детьми можно донести важные нюансы общения, варианты поведения с неоднозначных ситуациях. При повышенной тревоге ребенка, связанной с посещением дошкольных учреждений или при возникновении страха перед врачами, важно поиграть в стоматолога, доктора или воспитателя».
По словам Юлии Себелевой, игра в куклы или аналоги — важный этап формирования родительской функции будущего взрослого. Именно в возрасте 5 лет наблюдается особый период развития родительской сферы личности. Это выражается в потребности играть с пупсом, куклой, заботиться о нем, так называемый «период нянчания». Играть с куклами и атрибутами: кроватка, горшок, коляска, полезно как мальчикам, так и девочкам.
«Хорошо, если куклы будут разными, то есть не только Барби или аналоги, — предлагает Инна Пасечник, — лучше, когда есть куклы: младенцы, длинноногие девочки, куклы с раскосыми глазами и представители разной национальности. Это расширяет представления ребенка».
Покупать в этот период дорогие игрушки со множеством функций вроде работающей стиральной машины не имеет смысла, они быстро перестают быть интересными, а использовать по-другому такие игрушки с ограниченным функционалом уже не получится.
Кроме игрушек, в этом возрасте важны настольные игры.
«Через настольную игру у ребенка возникает идея, что нужно играть по правилам, — объясняет Инна Пасечник, — это в некотором смысле подготовка к школе. И это более здоровый вариант, чем ходить на кружок, сидеть ровно и учить алфавиту с трех лет».
Важно, чтобы психические функции, которые понадобятся в школе развивались во время игры. Для этого нужны правила в сюжетных играх, где дети договариваются, кто как себя ведет, и в настольных, в которых ребенок учится действовать в соответствии с правилами.
Важно помнить
- Лучшая игрушка в возрасте до трех лет — родитель
- Важны игрушки без готовых инструкций и правил использования
- Вместо покупки готового домика лучше построить шалаш из подушек и пледа
- До года важны: сортеры, кубики, каталки, пирамидки и стучалки, не важны — музыкальные кнопочные игрушки
- До трех лет важен доступ ко взрослым вещам, конструкторы, музыкальные игрушки, похожие на настоящие. Не важны: кнопочные игрушки, аналоги «взрослых» предметов: кухня, утюг.
- До семи лет важны: куклы, машинки, настольные игры, мягкие игрушки, наборы для чаепития и другие предметы быта. Не важны: конструкторы с четкой инструкцией сборки, кнопочные игрушки, роботы с ограниченными функциями.
Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов