Физическая активность — это потребность организма. Такая же важная, как хорошее питание и продолжительный сон. С рождения ребенок развивается в движении, поэтому интеллектуальное и физическое развитие тесно связаны. С помощью физических этапов можно определить, насколько ребенок хорошо развивается. Кроме этого, физическая активность сказывается на эмоциональной сфере и психическом состоянии ребенка. Но есть дети, которые не любят спорт, а у кого-то уже есть хронические заболевания. Рассказываем, как подобрать подходящие занятия для любого и что делать, если ребенку не хочется заниматься.
Зачем детям спорт
Физическая активность важна для здорового роста и развития — это закаливание, тренировка мышц, развитие костной системы и повышение эмоционального тонуса. Польза от спорта выходит далеко за рамки физической активности. Дети, которым не хватает активности, хуже спят, дольше засыпают, у них развивается недосып и чаще бывает плохое настроение.
Без достаточной физической активности не происходит полноценной минерализации костей, — подтверждает педиатр клиники „Фентези“ Рузанна Аванесян. — Дети, не занимающиеся спортом вялые, им сложнее учиться. А занимающиеся лучше справляются с умственной нагрузкой.
Более 80% подростков страдают от нехватки подвижности. Активные дети становятся активными взрослыми, ведь если с самого начала жизни привить правильные привычки в отношении спорта, то это поможет сформировать привычку к активности и уменьшит проблемы, которые многие взрослые испытывают из-за её нехватки: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и другие.
Современным детям спорт очень нужен, — говорит детский психолог GMS Clinic Инна Пасечник, — они мало гуляют и все время занимаются какими-то бесконечным интеллектуальным развитием.
- Комиссия по ликвидации детского ожирения ВОЗ признала наличие важной взаимосвязи между уровнем физической активности, продолжительностью периодов ограниченной подвижности и количеством сна. А также их влияние на физическое и психическое здоровье и благополучие.
ВОЗ рекомендует сократить время, затрачиваемое на сидячую деятельность, такую как просмотр телевизора или компьютерные игры. Поэтому важно подобрать такое занятие спортом, которое будет интереснее планшета или компьютера для ребенка.
Задача спорта в первую очередь приносить удовольствие, — говорит Инна Пасечник, — иногда родители отдают ребенка на спорт в надежде на какие-то спортивные успехи и это приводит к стрессам в дальнейшем у всей семьи.
Спорт дает детям компанию и друзей со схожими целями и интересами. Это снижает стресс и повышает самооценку. Если это командный вид спорта, то он развивает навыки общения, которую не может заменить игровая деятельность онлайн.
Исследования Института медицины показали, что «более активные дети проявляют больше внимания, имеют более высокую скорость когнитивной обработки и лучше справляются со стандартными академическими тестами, чем дети, которые менее активны». Он также учит детей следовать указаниям и инструкциям.
Дети в возрасте 5–12 лет должны ежедневно заниматься физической активностью средней и высокой интенсивности не менее 60 минут. Конечно, школьникам сложнее это организовать, но чем больше физической активности у ребенка, тем лучше.
Не обязательно выбирать спорт сразу и на всю жизнь. На это решение влияет множество факторов: от места жительства и количества свободного времени у родетелей до желания ребенка. Нужно начать какие-нибудь занятия, развить привычку к физическим нагрузкам, а потом уже понять, какой именно спорт подойдет лучше.
Семейное решение, что ребенок должен заниматься спортом — полезное, — рассказывает спортивный врач клиники „Скандинавия“ Олег Гусев, — чаще вид спорта выбирают родители, основываясь на разных семейных ценностях и традициях.
На выбор может повлиять расположение спортивного клуба около дома, стоимость и расписание занятий. Кроме этого, влияют физические особенности ребенка. Например, гипермобильность суставов или дисплазия соединительной ткани — это качества, которые ценят в гимнастике, хореографических видах спорта, спортивной акробатике.
Родители не думают о том, к какому виду спорту склонен ребенок, — продолжает Олег Гусев, — они думают о своих желаниях, чтобы ребенок занимался танцами или пошел на футбол. Они будут воспринимать спорт как средство физической активности, выбирать где поближе, куда удобнее добираться.
Не так важно, в какую именно секцию отдавать ребенка для регулярных занятий, важно, чтобы была физическая активность.
Что учитывать
В первую очередь стоит учесть желание ребенка и физическую доступность спортивного клуба. Даже в самое лучшее и интересное место будет сложно возить ребенка через весь город целый год. Чаще всего такие занятия прекращаются довольно быстро. Лучше подобрать секцию рядом с домом, даже если это не совсем тот вид спорта, который хотелось изначально.
Каждый вид спорта состоит из общефизических упражнений: сила, выносливость, гибкость, — говорит Олег Гусев, — и особенных, характерных для определенного вида спорта. У каждого вида спорта есть своя ассиметричность в развитии мышц и двигательных навыков — это нужно компенсировать общефизическим развитием.
Кроме основных упражнений, которые тренер дает на занятиях для развития нужных мышц, нужны и другие, которые нужны ребенку для компенсации спортивного телосложения. Если ребенок долго занимается и достигает определенных успехов, то нужно компенсировать и уравновешивать ассиметричное развитие, которое может быть из-за влияния спорта.
Такие особенности есть в каждом виде спорта. Например, латиноамериканские танцы дают большую нагрузку на колени и нужны упражнения, которые направлены на стабилизацию двигательного аппарата. Поэтому если родитель отдает ребенка на спорт не ради высоких достижений, а ради укрепления здоровья, то нужно компенсировать такие крайности в развитии дополнительными занятиями.
Американская академия педиатрии рекомендует детям заниматься несколькими видами спорта и откладывать специализацию (за исключением гимнастики) до 15 или 16 лет, чтобы избежать травм и преждевременного перегорания. Когда ребенок изо дня в день повторяет одно и то же движение, это может привести к нагрузке на мышцы, растяжению сухожилий и мешать гармоничному росту.
Важно учитывать особенности здоровья ребенка, но стоит помнить, что подобрать спортивную активность можно под любое состояние здоровья.
Детям с хроническими заболеваниями мы стараемся улучшить качество жизни, — рассказывает Рузанна Аванесян, — поэтому вводим ограничения на спортивные занятия как можно реже. Если у ребенка есть заболевания, которые подразумевают ограничения нагрузки, мы пишем, что ребенку разрешено занятие в секции без участия в соревнованиях и без перенапряжения.
Детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с астмой или заболеваниями суставов нужно ограничивать не определенные виды спорта, а интенсивность нагрузки. Есть заболевания. при которых опасны чрезмерные травмы, например. артрит, в этом случае лучше выбирать менее травматичные виды спорта. чем горные лыжи или футбол. В остальных случаях ограничение должно быть не по виду спорта, а по интенсивности нагрузки.
В любом случае надо подбирать спорт, — говорит Олег Гусев, — а если у ребенка есть хронические заболевания, то спорт надо подбирать со специалистами. Может подойдет лечебная физкультура. То есть при сахарном диабете надо вместе с эндокринологами понять, как контролировать сахар во время нагрузок, но заниматься с любыми заболеваниями.
Не стоит думать, что выбранный вид спорта может изменить какие-то поведенческие особенности ребенка. Если он не ладит со сверстниками, то командные виды спорта это не помогут изменить.
Не надо отдавать ребенка, который плохо общается со сверстниками в командный вид спорта, — предупреждает Инна Пасечник, — если ребенок индивидуалист, не стоит его отдавать в баскетбол или футбол. Он будет больше конфликтовать, у него будет больше столкновений с ребятами и в итоге ситуация только ухудшится.
Тоже самое можно сказать о детях с нарушениями концентрации. Их часто отдают в некоторые восточные единоборства или на йогу – виды, где нужно концентрироваться на дыхании и ощущениях своего тела. Но ребенку, который и так целый день терпит на занятиях неподвижное состояние, такой спорт будет только дополнительной нагрузкой.
Детям с СДВГ лучше подойдет конькобежный спорт или легкая атлетика, — продолжает Инна Пасечник, — где надо тратить энергию. А если хочется, чтобы ребенок с СДВГ научился лучше концентрироваться, лучше отдать его на скалолазание. Там он будет внимательно смотреть, за что зацепиться, чтобы не упасть, но при этом будет много радости от того, что он лезет наверх.
Еще одно заблуждение — отдавать на бокс или борьбу детей с повышенной импульсивностью или эмоциональностью. Считается, что при этом ребенка научат применять полученные навыки не в школьной драке, а только в бою. На самом деле, если ребенок не может справиться со вспышками гнева, то лучше не отдавать его на спорт, где он научится бить или делать болевые приемы. Никакая философия боя такого ребенка не сможет удержать и это может закончиться плачевно для других детей.
Частый миф, — рассказывает Инна Пасечник, — что нужно отдавать на контактные виды спорта ребенка, которого много обижают, чтобы он научился себя защищать. Скорее всего, такой ребенок не сможет ходить на такие занятия, даже если его уговаривать и заставлять.
Если у ребенка есть сложности с учебой, то ему могут подойти единоборства. Они хорошо развивают связь между полушариями и взаимодействие между правой и левой частями тела. Она поможет развивать то, что в более старшем возрасте будет отвечать за процессы синтеза, анализа. Поэтому если ребенок не может вычленить главную мысль в тексте или плохо справляется с математикой, то ему могут помочь боевые искусства. Если хочется уберечь ребенка от ударов — лучше подойдет борьба: помимо развития всего тела она помогает развивать мышление. Ее часто называют “шахматами на ковре”.
Важный момент — выбор тренера. Он тоже зависит от цели спортивных занятий. Для любительского спорта нужно выбирать тренера, который будет увлекать детей спортом и сможет сделать занятия интересными.
Часто тренера люди эмоциональные и не стесняются орать, ругать, кричать, — напоминает Инна Пасечник, — но тренировки должны строиться на поддержке, а не на критике — это отголоски старой карательной системы. Чтобы воспитать хорошего спортсмена, его надо любить, холить и лелеять. Если ребенок плохо себя чувствует рядом с жестким тренером, то пользы от таких спортивных занятий не будет.
Но при этом не очень корректно полагаться на мнение ребенка в таком вопросе, ведь тренер может просто выполнять свою работу по физическому развитию. При этом могут быть отдельные упражнения, которые ребенку не нравятся. Если ребенок говорит, что тренер плохой, стоит в этом убедиться самостоятельно и сходить на занятие, чтобы посмотреть, как они проходят.
Дипломированный тренер обладает знаниями по биомеханике и физиологии, — рассказывает Олег Гусев, — он знает, как построить занятие, какие упраждения давать или не давать детям. Он разбирается в анатомо-физиологических особенностях и умеет формировать определенные тренировочные циклы на развитие определенных сфер.
Прежде, чем привести ребёнка на пробную тренировку, посмотрите на опыт тренера в работе с детьми и есть ли у него педагогическое образование, например «тренер-преподаватель». Специалист, не прошедший переподготовку для работы с детьми, точно не подойдёт, если у ребёнка есть ограничения или особенности здоровья.
Как помочь ребенку
В первую очередь нужно определить, насколько серьезно семья готова вкладываться в спортивное развитие ребенка. Для этого нужно определить, есть ли у него склонности к такой деятельности.
Сначала дети учатся тренироваться, — говорит Олег Гусев, — выполнять команды тренера, работать индивидуально и в группе, а потом уже идет профессиональная специализация.
Важно видеть в ребенке отдельную личность и понимать, что это действительно он хочет заниматься, много тренироваться и стать успешным спортсменом. Чаще бывает, что это родители вкладывают какие-то свои надежды и стремления в ребенка.
Опытные тренеры сразу видят, получится у ребенка или не получится, — рассказывает Инна Пасечник, — но профессиональный спорт — это трудный путь для ребенка, он постоянно чувствует разочарование и испытывает колоссальную нагрузку на свое ощущение благополучия. В таких ситуациях важно понять, стоит ли эта история таких детских и родительских усилий.
Лучше обратиться к профессионалам, которые сразу поймут есть у ребенка склонность к профессиональному спорту. Это могут быть опытные тренеры, спортивные психологи и врачи. Они помогут разобраться, насколько конкретный ребенок может добиться результатов в спорте.
В любом спорте бывает так, — продолжает Инна Пасечник, — что родители делают ставку на достижения детей. Водят их в дорогие школы, отправляют на соревнования. Но если после обращения к профессионалам будет понятно, что ребенок не будет профессиональным спортсменом, то можно снизить планку и вернуться на уровень получения удовольствия от спорта.
Задача родителей понять, подходят ли их ребенку спорт высоких достижений. Лучше сосредоточиться на поддержке детей и поощрять их, а не понукать к спортивным свершениям.
Если дети не хотят заниматься спортом, то нужно поискать подходящий вариант. Может быть ребенку понравится футбол, а не плавание. А другому больше по душе будет тхэквондо вместо бокса. Может быть подойдет тренер, который устраивает развлекательные занятия с игровыми элементами. Но в любом случае нужно найти занятия, на которые ребенок будет ходить.
Иногда надо просто подбирать, очень редко бывает, чтобы ребенок вообще ничего не хотел, — говорит Олег Гусев, — возможно нужна помощь психолога, чтобы он помог определить особенности ребенка и подобрать под них секцию.
Нужно подбирать правильную мотивацию, искать подходы и найти то, что ребенку будет действительно интересно. Если ребенок ходит на разные секции и нигде не может прижиться, важно выяснить настоящую причину такого поведения. Может быть ему не нравится футбол, а может в этом месте его обижают в команде или тренер грубо ведет себя. Всегда сначала нужно разобраться, прежде чем забирать ребенка с занятий. Обычно ребенок не бросает то, что у него хорошо получается.
Чтобы ребенка мотивировать, — говорит Инна Пасечник, — его нужно сильно-сильно хвалить. Если мы все время делаем ребенку замечания, что он тут недостаточно старался и вот тут тоже недостаточно — это убивает в нем всякое желание заниматься.
Бывают дети, которые сами по себе не хотят никуда ходить. Им нравится сидеть дома с планшетом или книгой и уговорить такого ребенка на спортивные занятия бывает сложно.
С детьми, которые не любят ничего нового, не любят расширять свои интересы, позволяется система подкупа, — советует Инна Пасечник, — можно сказать ребенку, что после занятия можно вместе сходить в кафе или другое интересное место. Так мы переходим к системе бонусов и закрепляем привычку к занятиям.
Важно запомнить
- Физическая активность обязательно должна быть в жизни ребенка
- Выбор конкретной секции не важен, если речь не идет о профессиональном спорте
- При выборе нужно учитывать расположение занятий и расписание, чтобы всем было удобно
- При долгих занятиях одним и тем же видом спорта важно компенсировать мышечную ассиметричность по рекомендации спортивного врача
- Подобрать физическую нагрузку можно при любом заболевании или состоянии
- Лучше выбирать тренера с педагогическим образованием
- Важно видеть в ребенке отдельную личность и понимать, где его желания, а где стремления родителей.
Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов