В ЕАПТЕКУ

Как выбрать логопеда?

07.02
4702
Автор: Юлия Мягкова, врач по гигиеническому воспитанию
Журнал Дети Как выбрать логопеда?

Проблемы с речью возникают у 5-20% детей. Чтобы их исправить, обращаются к логопеду-дефектологу. От того, насколько удачно выбран специалист, зависит то, как быстро ребенок начнет разговаривать чисто. Разбираемся, на что обратить внимание при выборе логопеда.

Решить: бесплатно или платно

Исправить речь бесплатно можно в государственном детском саду или школе, а также в поликлинике. Для занятий в саду и в школе нужно заключение ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии. Чтобы записаться на ПМПК, нужно собрать пакет документов:

  • заключение невролога о нарушении речи
  • выписка из амбулаторной карты от педиатра с печатью поликлиники
  • направление из сада или школы
  • заключение психолого-педагогического консилиума учебного заведения
  • характеристика ребенка от педагогов
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка
  • паспорт родителя
  • рисунки или поделки для дошкольников, рабочие тетради для школьников.

Если сад или школа не дают направление, его может запросить родитель. Для этого пишут заявление руководству учреждения и просят направить ребенка на ПМПК.

На ПМПК нужно записываться заранее. Иногда приходится ждать комиссии больше месяца.

«К сожалению, бесплатных ресурсов часто недостаточно, — делится к.м.н., врач-невролог детской клиники «Фэнтези» Варвара Халецкая. — Бывает, что ребенок, которому надо начинать заниматься прямо сейчас, дождется своей очереди месяцев через шесть».

Для занятий с логопедом в поликлинике нужно только заключение невролога. Получить его можно с 3-4 лет.

«Отклонения в развитии речи, если причина неврологическая, можно заметить с грудничкового возраста, — говорит детский невролог клиники «Семейная» Константин Полухин. — Обращаться к логопеду я советую примерно с 3,5 лет».

Логопеды частных центров или те, что занимаются на дому, не требуют заключения ПМПК. Но могут рекомендовать пройти обследование у невролога или сурдолога, если заподозрят у ребенка патологии. 

 

Занятия в госучреждениях:  

 Частный специалист:

 

Образование логопеда: Высшее. При этом курсов повышения квалификации может не быть. Нужно уточнять, смотреть документы.
Продолжительность занятий:  

Ограничена:

с 1,5 до 3 лет — до 10 минут;

с 3 до 4 лет — до 15 минут;

с 4 до 5 лет — до 20 минут;

с 5 до 6 лет — до 25 минут;

с 6 до 7 лет — до 30 минут;

1 класс — до 40 минут;

2-11 класс — до 45 минут.

30 минут или 45 минут.
Количество учеников одновременно: Индивидуальные и групповые занятия.  

Индивидуальная работа.

 

Количество занятий в неделю:

 

1-3. Сколько потребуется: от 1 до 5 раз.
Возраст начала коррекции: 4 года. Любой. Даже в 2 года можно обратиться к логопеду.
Цена: Бесплатно. От 600 руб. за занятие в небольших городах.

От 1300 руб. за занятие в Москве.

Удобство: — Нет возможности выбрать время. 

— Кабинет логопеда в поликлинике может быть не в ближайшем к дому филиале.

+ На занятия в саду и школе не нужно водить.

+ Время выбирает клиент.

+ Можно водить в ближайший центр или приглашать логопеда домой.

Скорость коррекции: Даже при легких нарушениях потребуется год и больше. Легкие нарушения корректируют за 2-6 месяцев.
Необходимость обследования: Да. Нет, достаточно желания родителя.

 

На занятиях с частными педагогами дети успевают больше и коррекция проходит быстрее. Можно выбирать специалиста по уровню подготовки, подходу к обучению. У частных логопедов больше возможностей и стимула обучаться новым практикам. Но они могут затягивать коррекцию, чтобы не терять ученика и заработать больше.

Еще один плюс частных занятий — у них нет ограничения по возрасту. Это важно, так как проще и успешнее корректировать речь до 4 лет

«Начало речевого развития мы оцениваем на профосмотре в 1 год, — рассказывает Варвара Халецкая. — В этом возрасте уже можно увидеть некоторые проблемы. Коррекцию можно начинать в любом возрасте: чем раньше, тем лучше. Главное, чтобы специалисты умели работать с детьми до 3 лет». 

Оценить образование

По Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н  у логопеда и логопеда-дефектолога должно быть высшее образование в области дефектологии. При этом стаж работы не обязателен, поэтому в детских садах и школах часто работают логопеды сразу после института. У них мало опыта или нет совсем.

У частных логопедов нужно проверять, есть ли высшее образование: попросить показать диплом, если его копия не висит в кабинете в рамке. Это нормально и покажет ответственный подход к выбору специалиста. Особенно, если логопед принимает в собственном кабинете или на дому.

Часто у частных логопедов есть дополнительное образование: учитель начальных классов, дошкольный педагог, психолог. У такого специалиста больше знаний детской психологии и инструментов для обучения. Ему проще объяснить ребенку, что нужно делать, он может заинтересовать, увлечь. Отсюда более быстрые и заметные результаты коррекции.

Сходить на диагностику

«Чтобы вовремя заметить нарушение развития речи, достаточно плановых неврологических осмотров, — считает Александр Полухин. — На мой взгляд, это 3, 6, 12 месяцев, 2 и 3 года».

Даже у частных логопедов диагностика бесплатная. Оценивают не только звукопроизношение, но и координацию движений, словарный запас, понимает ли ребенок обращенную речь, способен ли составить рассказ по картинкам и пересказать то, что услышал, разговаривает ли вообще с другими людьми. Также смотрят, заикается ли ребенок.

Исследование понимания речи включает: 

  • понимает ли ребенок контекст в речи
  • отвечает ли на простейшие вопросы
  • корректно ли изменяет слова по падежам
  • правильно ли употребляет предлоги
  • улавливает ли логику
  • может ли ответить на вопрос, если изменить в нем порядок слов.

Логопед может только предположить диагноз, но подтверждает его врачебная комиссия, в которую также входит невролог, психолог и психиатр. 

«Диагноз будет ставить невролог, — говорит Варвара Халецкая. — Его задача: определить уровень поражения — артикуляционные мышцы, отдельные нервы или участки мозга, которые отвечают за речь, и составить план обследования ребенка».

У частных логопедов диагностика длится от 30 минут до 1 часа. За это время специалист успевает проверить ребенка с разных сторон, а ребенок успевает освоиться и показать все, на что способен.

ПМПК часто длится меньше, чем нужно для полного обследования ребенка и установления хорошего контакта между ним взрослым. Так происходит из-за большой очереди на комиссию. 

Комиссия может проводиться дистанционно, из-за чего оценить адекватно ребенка не получается. Если ребенок стесняется, не понимает онлайн-формат или не успел освоиться, он покажет результаты хуже, а значит диагноз будет неточным.

Смотреть на реакцию ребенка

Если после специалиста, которого рекомендуют другие родители, ребенок плачет и не хочет идти на занятия, лучше поискать другого. От того, насколько хорошо ребенок понимает логопеда, какие у них отношения, подходит ли методика работы специалиста или нет, зависит качество и скорость коррекции. 

Некоторым детям не нравятся опытные и серьезные педагоги, им ближе молодые и энергичные. Если занятие приносит радость, а домашние задания — удовольствие, результаты коррекции будут лучше.

Важно запомнить

  • заниматься с логопедом можно бесплатно: в детском саду и в школе после ПМПК или в детской поликлинике после заключения невролога
  • у логопеда должно быть высшее образование по специальности логопед, дефектолог
  • занятия не начинают без диагностики, должен быть хотя бы предварительный диагноз от логопеда
  • ребенку должно быть комфортно заниматься со специалистом, чтобы были хорошие результаты коррекции.
Поделиться статьей: