Опухолевые заболевания вызывают последствия не только для соматического, но и для ментального здоровья. Услышать такой диагноз сродни психологической травме: он, как правило, ассоциируется с преждевременной смертью, мучительными болями, неприятными процедурами и постоянным страхом рецидива. Рассказываем, каким нарушениям подвергается психика онкобольного, как ментальное состояние влияет на лечение и почему онкопациентам нужна психологическая помощь.
Что происходит
Онкозаболевания влияют на психику двумя путями: первый – истощает центральную нервную систему, вызывает астению (патологическую усталость) и раздражительность; второй – принуждает человека думать о своей болезни, обращать на себя внимание. То есть второй путь – это субъективное восприятие онкологии самим пациентом, то, как болезнь влияет на ментальный статус человека лишь одним своим наличием.
Наличие опухоли вызывает стресс, депрессию, тревогу, посттравматическое стрессовое расстройство и нейрокогнитивные нарушения. По данным американского журнала «Клиническая онкология», каждый третий онкобольной испытывает эмоциональные нарушения. Чаще всего они наблюдались у пациентов с раком груди, раком головы и шеи.
«Чаще всего у пациентов с онкологическими заболеваниями возникают эмоциональные расстройства, – говорит медицинский психолог Московского областного хосписа для детей Никита Прилепский, – в том числе тревожно-депрессивные и расстройства адаптации, которые являются острой реакцией на стресс и могут сохраняться до 6 месяцев».
Депрессия встречается в среднем у 17% больных. «В среднем» – потому, что при разных видах онкологии разная частота депрессии. Так, распространенность депрессии у пациентов с раком легких – 3%, с опухолями органов пищеварительного тракта – у 31%. В течение первого года после постановки диагноза депрессия была у 9%, после первого года – у 8%. При тяжелой депрессии могут появляться суицидальные мысли и суицидальное поведение – это опасное состояние, с которым нужно немедленно обращаться к специалисту в области психического здоровья.
«Имеются данные, что 18% пациентов госпитализированных в стационар с диагнозом «злокачественное образование» страдают от тяжелой депрессии, 14% средней тяжести, – сообщает психотерапевт GMS Clinic Мария Свинникова. – Также возникает тревога, которая в последствии перетекает в генерализованное тревожное расстройство с паническими атаками и фобиями».
Это чувство сопровождает больного практически на всех стадиях лечения: начиная от исследований и постановки диагноза, заканчивая выпиской из стационара и получением результатов диагностики после терапии. Кроме того, аномальное чувство беспокойства может усиливать онкологические боли, лишить человека нормального сна, вызывать тошноту и рвоту. Постоянное чувство тревоги может снизить вероятность выздоровления.
Страдание пациентам также приносит постоянный страх и тревога возможного рецидива онкологии. Так, у 25% людей, которые прошли полный курс лечения, наблюдается депрессия, у 45% – тревога. Лечение – это тоже стресс: по словам онкопсихолога, ассистента кафедры педагогики и медицинской психологии университета Сеченова Камиллы Шамансуровой, лекарственное лечение также стимулирует эмоциональную нестабильность и депрессию.
Кроме того, у многих переживших опухоль наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства:
- навязчивые повторяющиеся сновидения, где фигурируют события, связанные с заболеванием
- разговор о болезни вызывает неприятные чувства и слезы, больной избегает тему онкологии в разговоре
- трудности засыпания
- вспышки гнева и агрессии
- снижение концентрации внимания
- регулярное чувство настороженности, подозрительность.
То есть даже после выздоровления у многих остаются эмоциональные нарушения, нарушения сна и вспышки агрессии, а негативные чувства повышают вероятность алкоголизации. Также у людей, переживших рак, в два раза выше шанс самоубийства, чем в целом в популяции.
«По скромным подсчетам, не менее 25-30% пациентов с онкологией имеют психические нарушения, – говорит Никита Прилепский. – Они могут сохраняться на протяжении даже нескольких лет без лечения. А ведь сейчас большинство психических расстройств, не смотря даже на биологический компонент в их возникновении – результат отсутствия навыков эмоциональной регуляции».
У меньшей части онкобольных возникают нейрокогнитивные нарушения – снижение памяти и рассеянность внимания. Как правило, это связано с химиотерапией и некоторыми видами рака, которые поражают центральную нервную систему и оставляют метастазы в головном мозгу. Кроме того, они могут вызывать неврологические расстройства – амнезию, нарушение речи и счета, нарушения двигательной сферы.
Как реагируют больные
Люди по-разному реагируют на эмоционально тяжелые новости и события. Однако 60-х годах прошлого столетия психиатр Кюблер-Росс нашла общие закономерности психологического реагирования, которые возникают у большинства людей и в 1969 году предложила свою теорию. Изначально модель горя Кюблер-Росса применяли для описания эмоционального состояния умирающих людей и тех, кто потерял близкого, но она получила применение и в других сферах, в том числе онкологии и даже в психологии карьерного роста. Пять стадий горя распространяются не только на больного, но и на его близких:
1. Отрицание – первая реакция человека на услышанный диагноз. Это – механизм защиты, который включает психика в ответ на тяжелую новость. Человек как бы даже и не верит, что у него может быть рак, ему кажется, что в лаборатории что-то перепутали, врач ошибся с диагнозом или взял историю болезни другого человека.
«Сталкиваясь с онкологическим диагнозом, большинство людей первоначально реагируют шоком и неверием, затем – тревогой, гневом и депрессией. Острая реакция на стресс обычно ослабевает через несколько недель, когда они постепенно примиряются с заболеванием, – делится опытом Никита Прилепский. – Таким пациентам может помочь доброжелательное обсуждение создавшегося положения вместе с врачом и эмоциональная поддержка членов семьи и близких друзей. В зависимости от этапа могут возникать даже и суицидальные мысли, потому крайне сложно бывает спрогнозировать четкое поведение каждого из пациентов».
2. Гнев. Когда больной возвращается в «реальную» жизнь, он реагирует на новость гневом. Чаще всего задается вопросом: «Почему именно я?». Верующие люди, как правило, обвиняют в болезни бога, злятся за то, что тот его не защитил. В своей болезни человек винит окружающих и сетует о жизненной несправедливости. На этой стадии важно высвобождать и прорабатывать гнев. Чем быстрее человек выпустит гнев, тем скорее он уйдет.
3. Сделка. Больной как бы ведет внутренние переговоры с болезнью: «Если я вылечусь, то буду заниматься благотворительностью», «Если наступит ремиссия, больше никогда не буду курить». Верующие люди пытаются заключить сделку с богом, например, «Если мой муж вылечится, я стану лучшей женой, буду делать для него все». Этими торгами больной или близкий человек пытается себя обнадежить, это дает ему кратковременное ощущение беспечности.
4. Депрессия. Наступает, когда больной начинает в полной мере осознавать у себя наличие онкологии. Как правило, у людей возникает ощущение внутренней пустоты, вина за события в прошлом и чувство безнадежности. У некоторых возникает апатия – пропадает желание что-либо делать, ведь многие считают, что любая деятельность уже бессмысленна. На этом этапе человек готовиться к потере в будущем.
5. Принятие. Больной смиряется с положением дел и принимает ситуацию такой, как есть, без попытки торговаться, обвинять и злиться. Он соглашается с реальностью. В основном человек проводит время в одиночестве, много размышляет о ценности жизни и спокойной воспринимает исход болезни, даже если он и летальный.
«Реакция на заболевание зависит от стереотипов об онкологии, прошлого опыта взаимодействия с медицинскими учреждениями и врачами, а также от того, была ли в семейном анамнезе онкология, – говорит руководитель онкологического отделения GMS Дмитрий Олькин. – Реакция может варьироваться в зависимости от этапа принятия диагноза и прогнозов: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие. Многое зависит от типа личности: у одного больного преобладает тревога и подозрительность, у другого – агрессия, отрицание и негативизм».
Признаки горя обычно включают плач и слезливость, головные боли, нарушения сна, чувство бессмысленности бытия, отстраненность, эксцентричное поведение, тревогу, беспокойство и недомогание. В это время больной ставит под сомнение все свои мировоззренческие убеждения, в том числе религиозные, если он верующий.
Как психическое состояние влияет на лечение
Ментальное статус человека влияет на исход лечения. Так, метаанализ 2011 года демонстрирует, что у людей с депрессией могут быть хуже исходы, связанные с раком, чем у онкобольных без депрессии. Это связано с тем, например, что такие пациенты чаще пропускают терапевтические сеансы, больше подвержены алкогольной зависимости и реже выполняют назначения врача.
Также когортное исследование показывает, что у людей с деменцией, психическими расстройствами и зависимостью от психоактивных веществ более низкие шансы выживания после постановки диагноза рака.
Но есть и другая сторона. Одно исследование показало, что у больных с меньшим количеством симптомов депрессии средняя продолжительность жизни после диагноза рака была больше, чем у пациентов с тяжелой депрессией. Люди, которые верят в свое излечение, более прилежно выполняют назначения врача, не пропускают прием лекарств, чаще посещают доктора и лечебную физкультуру.
Почему важна помощь психолога
Часто проблема эмоциональных нарушений, тревоги и депрессии у онкобольных состоит в том, что пациентам не всегда рассказывают истинное положение дел – из-за большой нагрузки у врача может просто не быть времени. Больному приходится что-то додумывать, спрашивать у знакомых и искать информацию в интернете. Это плохой пример, поскольку у каждого больного – свое течение болезни, а он слышит и читает обобщенную информацию.
Нестабильное эмоциональное состояние, кроме того, усиливается стереотипами и мифами о неизлечимости онкологии, скорой смерти, страданиях и безысходности. На самом деле в условиях современной медицины, активного сотрудничества с врачами и психологами, выполнения врачебных назначений и активной позиции в терапии онкозаболевания поддаются лечению.
«Болезнь должна лечиться системно, – утверждает Камилла Шамансурова. – Болеет не только тело, онкология – это угрожающее заболевание с высокими рисками смертности, неопределенности и стресса, поэтому психологическая поддержка должна быть обязательно».
Для коррекции психических расстройств с пациентом работает психиатр и медицинский психолог. Психиатр нужен для того, чтобы снизить выраженность депрессии и тревоги медикаментозно. Он может назначить антидепрессанты и успокаивающие средства. Если психиатр владеет психотерапевтической методикой – он проводит с пациентом сеансы психотерапии. Как правило, для этого применяют метод когнитивно-поведенческой терапии.
Задача медицинского психолога – это психологическое сопровождение пациента на всех стадиях диагностики и лечения. Медицинский психолог помогает онкобольному и его близким прорабатывать негативные эмоции, искать пути преодоления стресса и предлагает коррекционные методики, например, медитацию, техники релаксации и осознанности, которые снижают выраженность депрессии и беспокойства. В свою очередь это повышает вероятность выздоровления.
С каждым годом медицина идет в сторону гуманизма и все больше медицинских психологов появляется в клиниках, особенно в отделениях онкологии. Если вам поставили диагноз, связанный с онкологическим заболеванием, обратитесь за психологической помощью к специалисту в области ментального здоровья. Кроме того, для пациентов и их родственников организовывают группы психологической поддержки. Например, по словам Дмитрия Олькина, есть горячая линия – служба «Ясное утро», где оказывают психологическую помощь больным с онкологией.
Очень важно не оставаться со своими эмоциями наедине и пройти путь лечения вместе с психологом. Помните, что чем раньше обратиться к врачу, тем больше шансов ремиссии и вероятность выздоровления.
Важно запомнить
- Онкобольные часто испытывают депрессию, тревогу, нарушение сна и раздражительность. На стадии ремиссии у них может наблюдаться посттравматическое стрессовое расстройство, склонность к употреблению психоактивных веществ и суицидальное поведение
- Большинство реагируют на диагноз “рак” по модели Кюблер-Росса: отрицают болезнь, злятся, торгуются, испытывают депрессию и в итоге смиряются со своим состоянием
- Депрессия может снизить вероятность позитивного исхода при лечении. В то же время исследования указывают, что у пациентов без депрессии выше шанс выздоровления
- Нередко больные впадают в депрессию и тревогу из-за неправильного информирования о своей болезни и отсутствия психологической помощи. Задача психиатра и медицинского психолога – уравновесить эмоциональный фон и скорректировать ментальный статус с помощью медикаментов, психотерапии и психологических тренингов.
Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов