Освещение
Лучше всего ставить школьный стол рядом с окном — это самый подходящий источник света для глаз.
Иногда родители думают, что школьнику не нужно особое место для уроков, особенно, если в квартире мало места. Но если много лет делать уроки за кухонным столом, то можно ухудшить зрение, осанку и состояние суставов. Рассказываем, как организовать рабочее место, чтобы не повредить здоровью школьника.
Лучше всего ставить школьный стол рядом с окном — это самый подходящий источник света для глаз.
«Глаз устроен так, — объясняет руководитель направления офтальмологии GMS Clinic Оксана Агеенкова, — что максимально четко и ярко мы видим хорошо освещенные предметы. Поэтому зрительная нагрузка при хорошем освещении полезна для школьников. То есть рабочее место, где ребенок собирает что-то, рисует, пишет, читает и делает уроки, должно быть максимально освещено».
Кроме того, возможность смотреть в окно — это способ сделать небольшую гимнастику для глаз, когда взгляд переносится на далекие предметы.
Не всегда получается устроить ребенка около окна. В таком случае важно сделать рабочее место хорошо освещенным со всех сторон. Для этого нужно дополнительное освещение, особенно если ребенок занимается в вечернее время. Оно должно быть умеренно ярким и располагаться так же как естественное: слева или справа.
Чтобы убедиться, что свет падает правильно, нужно проверить самостоятельно.
«Включить свет, сесть за стол ребенка, разложить учебники и тетради — предлагает Оксана Агеенкова, — и внимательно рассмотреть, куда падает свет и есть ли тени от предметов. После этого скорректировать освещение, чтобы учебник и тетрадь были четко освещены без наличия полутонов или теней, которые закрывают стол. В идеале это должно быть максимально яркое освещение».
Если понадобятся дополнительные источники света, то их расположение зависит от ведущей руки ребенка. У правшей — свет должен быть слева, а у левшей — справа. Это нужно, чтобы тени от руки не закрывали учебник и тетрадь.
«Еще раз подчеркну, что я сторонник верхнего освещения, — говорит Оксана Агеенкова, — и не большой сторонник устанавливать дополнительные лампы на столе. Конечно, иногда этого не избежать. Но нужно, чтобы этот источник света давал как можно меньше теней и полутонов».
Кроме этого, важно пользоваться подставками для учебников и другого справочного материала.
«Когда изображение находится параллельно взгляду, — советует Оксана Агеенкова, — это способствует правильной осанке ребенка. Не приходится наклоняться или сгибать шею, чтобы увидеть текст».
Дополнительное освещение: лампа, бра или другие источники света лучше выбирать со спокойным рассеянным светом без мерцания. Лучше всего подходят лампы накаливания мощностью 60–100 Вт или аналоги.
По словам Оксаны Агеенко, нет исследований, которые бы доказали особенное влияние теплого или холодного освещения. Поэтому выбор зависит от собственного комфорта.
Многие советуют покупать лампу светотерапии для дома, если ребенок мало гуляет. Считается, что такие лампы стимулируют выработку дофамина, который необходим для правильного формирования глаза. Но полноценных исследований, которые бы говорили о том, что такие лампы могут помочь не проводилось.
«Для правильного развития зрения должно быть уличное освещение, — напоминает Оксана Агеенкова, — сейчас идут исследования о том, что более важно: энергоемкость более 2000-3000 люминов — это спокойная пасмурная погода в Москве. Или определенный спектр солнечного излучения, который помогает формировать устойчивость к воздействию серьезной зрительной нагрузки вблизи».
Что еще нужно знать о детском зрении, мы уже рассказывали.
Ступни ребенка должны уверенно стоять на полу, поэтому стул лучше выбирать с регулируемой высотой. От столешницы до сидения должно быть 20–30 см, в зависимости от роста. Ноги расположены под прямым углом. Подлокотники не нужны, для правильной посадки руки должны лежать на столе.
Если стул не регулируется или рост ребенка небольшой, то можно под ноги подложить подставку.
«В качестве мебели оптимально использовать стул и стол трансформеры, которые растут вместе с ребенком, — говорит педиатр клиники „Фэнтези“ Анастасия Шледовитц, — стул должен быть с достаточно жестким сиденьем и спинкой».
По словам Анастасии Шледовитц ребенок сидит правильно, когда:
Также важно, чтобы между столешницей и ребенком помещалась его ладонь, а спина была прижата к спинке стула. Под столом должно быть достаточно место, чтобы ноги не упирались.
Сначала ребенку может быть сложно привыкнуть к правильной посадке, нужно присматривать за тем, как школьник сидит. Но вскоре он привыкнет и будет автоматически садиться правильно.
Если ребенок продолжает сутулиться или часто ерзает, возможно, ему неудобно и нужно отрегулировать мебель.
«Офисные кресла лучше не использовать, — советует Анастасия Шледовитц, — в них сложно контролировать положение тела за счет вращения и гибкой спинки».
Есть много нестандартных вариантов: коленные стулья, с двойной спинкой или стоячие парты. Но лучше от них отказаться, особенно для школьника младших классов. Они недостаточно исследованы, к тому же могут сформировать неправильную посадку и создать привычку, которую сложно будет исправить. Коленные стулья увеличивают нагрузку на суставы и спину ребенка.
Один из важных параметров, на который нужно ориентироваться — высота столешницы. Если стол низкий, то ребенок будет сутулиться, а если высокий, то плечи и шея будут постоянно напряжены. Чтобы не приходилось менять стол слишком часто из-за роста ребенка, лучше сразу покупать парту с регулируемой высотой.
Если рост ребенка меньше 120 см, то высота стола нужна до 52 см.
Взрослый обычный стол подойдет школьнику с ростом выше 150 см.
Удобно когда есть полка для учебников и тетрадей и ящики. Тогда канцелярия и другие предметы не будут мешаться под руками во время занятий. Если у стола нет ящиков, можно докупить отдельную тумбу и поставить рядом.
Школьникам младших классов, когда еще не сформирована осанка и нет достаточного мышечного каркаса, может подойти наклонная парта. Угол наклона должен быть до 15 градусов.
«В остальных случаях достаточно обычного стола или трансформера, — говорит Анастасия Шледовитц, — в котором можно отрегулировать столешницу по уровню наклона и полностью опустить, когда ребенок пойдет в более старший класс».
Наклонные парты не всегда неудобны: подставка съезжает, карандаши и ручки скатываются, монитор или ноутбук не поставить. Лучше выбирать парту с частичным наклоном, где есть неподвижная часть или трансформер.
«Если на столе есть ноутбук или монитор, — подсказывает Анастасия Шледовитц, — экран должен находиться на уровне глаз ребенка».
Порядок на столе важен для нормальной учебы. Если правильно организовать хранение мелочей, то ребенок меньше отвлекается и не задумывается, куда положить тетрадь или где взять новую ручку. Поэтому у каждого предмета должно быть свое место. Для этого подойдут органайзеры, стаканы, дополнительные полки. Для записей удобно использовать пробковые или грифельные доски, чтобы напоминать о заданиях или других важных делах.
Ручки лучше выбирать легкие, с тонким кончиком, рифленой или прорезиненой поверхностью.
Карандаши нужны твердо-мягкие: ТМ или НБ по маркировке. Они не рвут бумагу и не пачкают ее.
Гаджеты часто нужны для учебы. Но если ребенок проводит больше двух часов с телефоном или планшетом, то нужно ограничивать их использование. При работе с компьютером или другой техникой делать перерывы каждые 20–30 минут. Подробнее о влиянии гаджетов на ребенка мы уже писали.
Рабочее место важно организовать отдельно от игровой зоны. Это поможет ребенку сконцентрироваться на занятиях и не отвлекаться на любимые игрушки. Рядом с учебным столом не должно быть отвлекающих вещей: книг, планшета, телевизора. Также не стоит включать музыку или работать рядом со школьником, даже если ребенок говорит, что ему это не мешает. Любой дополнительный шум снижает концентрацию и мешает учиться.
«Не должно быть внешних источников раздражения, — говорит Анастасия Шледовитц, — нужно убрать все отвлекающие факторы. Важно обращать внимание на температурный режим и режим влажности, чтобы ребенку было комфортно заниматься».
Дети быстро устают от занятий и важно делать перерывы в уроках, чтобы размяться и переключить внимание.
Младшим школьникам нужны перерывы каждые 20–30 минут. Детям постарше — каждые 30–40 минут.
«Это могут быть танцы, гимнастика, любые подвижные игры, — предлагает Анастасия Шледовитц, — важно, чтобы это были несложные упражнения без силовой нагрузки. Можно вращать и махать руками и ногами, а также прыгать и приседать. Если есть возможность, то полазить на спорткомплексе или поиграть с мячом».
Даже с насыщенным графиком важно находить время для ежедневных прогулок. Это важно для общего состояния здоровья и профилактики близорукости. Также поддержать ребенка помогут товары из подборки к началу учебного года.
«Нужно больше бывать на воздухе, особенно в дневное время суток, — говорит Оксана Агеенкова, — к сожалению, ничего другого не компенсирует время, потраченное на зрительную нагрузку вблизи. Если ребенок загружен, хотя бы нужно ходить в школу пешком. Важно продлять время нахождения на улице, чтобы в сумме оно складывалось в полтора часа дневного времени».